Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Внимание! Важные изменения при добавлении учащихся

Консультация для педагогов «ЧТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ НА УСПЕШНУЮ СДАЧУ ЭКЗАМЕНОВ?»

Дата: 7 июня 2014 в 22:33, Обновлено 8 июня 2014 в 21:36

                                           «ЧТО МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ

НА УСПЕШНУЮ

СДАЧУ ЭКЗАМЕНОВ?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕЛАГОГОВ

ТРЕВОГА И ТРЕВОЖНОСТЬ

Что же может повлиять на успешную сдачу экзаменов? Это, прежде всего:

А) тревожность;

Б) особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Тревожность – индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тревога рассматривается как личностное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими проявлениями тревоги являются учащённое сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Эти признаки не видны для окружающих.

Однако помимо физиологических существуют ещё и поведенческие признаки тревоги: ребёнок грызёт ногти, качается на стуле, крутит в руках различные предметы, у него дрожат руки, заметно «дрожание голоса» во время ответа. Это то, что может наблюдать даже совсем неопытный учитель во время уроков. На это следует обратить внимание: побеседовать с учеником, сказать об этом педагогу-психологу школы, классному руководителю.

Психологами выявлена интересная закономерность: чем выше интеллект ребёнка, тем выше тревожность.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребёнок находится в состоянии внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1.негативными требованиями, предъявляемыми к ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2.неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3.противоречивыми требованиями, предъявляемыми к ребёнку родителями и/или школой.

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трёх взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1)обучение школьника приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

2)расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

3)перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. И родители и педколлектив работают в этом направлении совместно, каждый выполняя свою часть коррекции.

Вот некоторые приёмы коррекционной работы с тревожными детьми:

1.«Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определённой тренировке этот приём может помочь школьнику «выбраться из чёртова колеса».

2.«Настройка на определенное эмоциональное состояние». Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» - с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

3.«Приятное воспоминание». Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

4.«Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Это приём оказывается особенно эффективным для юношей.

5.«Контроль голоса и жестов». Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

6.«Улыбка». Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

7.«Дыхание». Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох, в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

8.«Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных  моментах, вызывающих её переживания, тщательно, деятельно продумывается собственное поведение.

9.«Репетиция». Психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у него тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строгого учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается и то, что психолог, не предупреждая школьника об этом заранее, меняет тон разговора с ним. Он становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.

10.«Доведение до абсурда». В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

«Переформулировка задачи». Известно, что одним из моментов, меняющих результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но и большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Например, при ответе у доски: «Я должен рассказывать о законе всемирного тяготения» вместо «Я должен ответить, во что бы то ни стало» или «Я должен получить «9». Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». В том плане эффективным оказывается такой приём, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьёзных испытаний

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.