Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Внимание! Важные изменения при добавлении учащихся

Театральные деятели которых должен знать каждый белорус

Дата: 30 октября 2015 в 15:52, Обновлено 26 февраля 2016 в 22:33
В Международный день театра TUT.BY вспомнил 10 театральных деятелей, без которых не было бы белорусского театра и которых должен знать каждый белорус.

Фото с сайта wikipedia.org1. Благодаря Франтишке Урсуле Радзивилл, жене Михаила Казимира Радзивилла, которая владела крепостным театром, в XVII веке на территории Беларуси зародился профессиональный театр. Первая ее комедия "Остроумная любовь" увидела свет 13 июня 1746 года, и ее показывали в загородной резиденции под Несвижем под открытым небом. Урсулу Радзивилл называют первой женщиной-писателем в Беларуси. Она делала обработки французских комедий, античных пьес и сборника "Тысяча и одна ночь". Впоследствии в ее театре стали участвовать и дворяне, члены княжеской семьи, наемные актеры. После ее смерти в Несвиже ее драматические сочинения были изданы с гравированными иллюстрациями Михала Жуковского по собственным рисункам Урсулы. В сборник вошли 16 пьес и 17 оперных либретто.
 
В 1751 году Радзивиллы основали театр в Слуцке, его владельцем стал младший брат Михаила Казимира Героним Флориан Радзивилл. В 1753 году Михаил Казимир Радзивилл окончательно сформировал профессиональный театр в Несвиже: нанял профессиональных актеров, открыл балетную и театральную школы.

Фото с сайта wikipedia.org
2. Винцент Дунин-Марцинкевич– один из основателей новой белорусской литературы и драматургии, национального театра. Он описывал быт белорусской деревни и белорусский фольклор. "Няхай што хочуць гавораць, але ж гэта я першы паэзію нашага сялянскага люду апрануў у шаты народнай эстэтыкі, увёў на сцэну жыцця і пакінуў у шэрагу твораў айчыннага пісьменства, чым і ганаруся", - писал он. Что важно, в его произведениях герои-крестьяне говорили по-белорусски. Дунин-Марцинкевич высмеивал спесивость белорусской шляхты и одновременно создавал образ идеального дворянина, который способен измениться, влюбившись в крестьянскую девушку. Основанный писателем любительский театральный коллектив существовал с 1840-х по 1850-е годы. В труппу, состоявшую из 20 человек, входил и сам драматург, а также две его дочери и сын. После первой же постановки (пьесы "Селянка") театр запретили, и до 1856 года он существовал нелегально, разъезжая по городам Беларуси. В конце 1850-х Дунин-Марцинкевич перевел поэму "Пан Тадэвуш" с польского на белорусский. В 1866 году он написал хрестоматийный фарс-водевиль "Пинская шляхта", в котором высмеивался несправедливый суд и страх мелкого дворянства перед властями.
 
Фото с сайта wikipedia.org
3. Актер, режиссер Игнат Буйницкий - основатель первого профессионального национального белорусского театра. Театр вырос из любительского, который Игнат Буйницкий вместе с семьей организовал в своем имении. Со сцены звучала белорусская речь, понятная простым людям. Затем слава о театре распространилась по всей Беларуси, и начались гастроли по белорусским городам, а также в Санкт-Петербурге и Варшаве. Выступление начиналось с декламации стихов, затем показывался спектакль, в конце хор исполнял народные песни. Буйницкий впервые обратил внимание на потенциал народного танца и поднял его до уровня высокого искусства. В 1913 году из-за материальных трудностей, а также политического давления труппу пришлось распустить, но уже в 1917 году Буйницкий стал одним из основателей Первого белорусского товарищества драмы и комедии. Правда, к сожалению, в этом же году он умер. 

 

Фото с сайта respublika.info4. Оскар Марикс – один из основателей белорусской сценографии. Уроженец Львова получил образование в Пражской академии художеств, Варшавской школе изящных искусств, Академии изобразительных искусств в Вене и Львове. В 1920 году переехал в Минск и с 1922 года был главным художником нынешнего Национального академического театра имени Янки Купалы. Он первый в Беларуси ввел трехмерные декорации. За свою карьеру в Минске и Гродно, где он работал главным художником в послевоенные годы, он создал более 200 декораций для белорусских спектаклей, в том числе балетных постановок и дважды для "Дон Кихота".
Фото с сайта kupalauski.by 
5. Актер и режиссер Флориан Жданович 1 мая 1917 года основал Первое белорусское товарищество драмы и комедии, которое впервые поставило на сцене "Павлинку" Янки Купалы. Товарищество Ждановича стало основой для создания Белорусского государственного театра в 1920 году, который потом превратился в Национальный академический театр Янки Купалы. Он также сыграл в фильме "Кастусь Калиновский", снятом в 1927 году. 

Фото с сайта wikimedia.org6. Актер, драматург Евстигней Мирович стоял у истоков появления театра Янки Купалы: с 1921-го по 1931 год был главным режиссером Белорусского государственного театра и определял его идейное направление. Он стремился, чтобы театр работал одновременно в разных художественных направлениях, поэтому постановки тех лет стилистически отличались друг от друга. Мирович способствовал основанию детского репертуара в театре в 1926 году, поставив спектакль "Вильгельм Телль". Он также участвовал в создании Белорусского театрально-художественного института (сейчас Академия искусств) и был заведующим кафедрой актерского мастерства.

Фото с сайта gazetaby.com

7. Драматурга и театрального деятеля Франтишка Олехновича называли "отцом современной белорусской драматургии". В 1910 году он вместе с Игнатом Буйницким и Александром Бурбисом ставит в Вильне переведенную с украинского на белорусский язык пьесу Кропивницкого "По ревизии". Первый в Вильне спектакль на белорусском языке имел огромный успех. Олехновича обвинили в "стремлении к ниспровержению существующего" строя, и он вынужден был бежать. В 1913 году он возвратился в Вильню, однако все-таки просидел в тюрьме до 1915 года - под объявленную в честь 300-летия династии Романовых амнистию он не подпадал. Вышел на свободу со своим первым драматургическим произведением – комедией "На Антокалі". В 1916 году он вместе с "Белорусской драматической дюжиной" поставил спектакль по мотивам "Хама" Элоизы Ожешки. В 1916-1917 годах он пишет пьесы на белорусском, а также детские пьесы "У лясным гушчары" и "Папараць-кветка". После освобождения страны от немецкой оккупации и установления советской власти он стал директором Белорусского пролетарского театра, режиссером в котором был Флориан Жданович. В 1920-м году он вернулся в Вильнюс, но уже в 1926 году возвратился в БССР и был назначен на пост литературного руководителя Второго государственного театра в Витебске. Однако уже 1 января 1927 года Олехновича арестовали по обвинению в шпионаже и осудили на 10 лет каторги. В 1933 году его обменяли на арестованного в Польше белорусского политика и филолога Бронислава Тарашкевича. Вернувшись в Вильню, Олехнович возродил свою театральную труппу и продолжил писать пьесы, пока в 1944 году его не застрелили при невыясненных обстоятельствах. 

Фото с сайта wikimedia.org 

8. Актер, режиссер, драматург, декоратор и первый народный артист БССР Владислав Голубок был руководителем и директором Белорусского государственного театра. До своей смерти в 1937 году Голубок создал 40 пьес, в которых описывались исторические события и народный белорусский быт с метким народным юмором. Конфликты в его произведениях часто носили острый сатирический посыл. Его пьесы ставились Первым товариществом белорусской драмы и комедии. Голубок собрал свою собственную труппу, которую в разное время называли Второй белорусской государственной труппой, Белорусским третьим государственным драматическим театром, Белорусским государственным передвижным театром. Гастролируя по белорусской глубинке, Голубок показывал спектакли рабочему классу, просвещая простых людей. В репертуаре его театра в основном были его собственные пьесы, из которых, например, "Ганка" ставилась 498 раз. Спектакли сопровождались музыкой и танцами и были наполнены белорусским народным колоритом. Он не только занимал должность руководителя, но и сам играл на сцене и оформлял постановки. С конца 20-х годов Голубка начали обвинять в национализме. В 1937 году его расстреляли.

Фото с сайта wikimedia.org9. Балетмейстер Валентин Елизарьев окончил Ленинградское академическое хореографическое училище и Ленинградскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. В 1973 году, в 26 лет, стал главным балетмейстером Большого театра оперы и балета Беларуси. С 1992 по 1996 год был художественным руководителем белорусского Большого театра оперы и балета, а до 2009 года занимал должность директора и художественного руководителя Театра балета Республики Беларусь. За свою карьеру он поставил более 20 балетов на белорусской сцене, среди них: "Сотворение мира", "Спартак", "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", "Дон Кихот", "Жар-птица", "Спящая красавица", "Страсти" (Рогнеда). В 1996 году он получил престижную премию Benois de la dance Международной ассоциации танца, которую ни до него, ни после не получал ни один белорус. После реконструкции Большого театра Елизарьев уволился по собственному желанию, объяснив это тем, что "не хочет участвовать в уничтожении театра, которому посвятил всю жизнь". За последнее время он поставил несколько спектаклей в Японии и сотрудничает с ведущими театрами Европы, Китая и стран Ближнего Востока.

Фот с сайта gazetaby.com

10. Одна из самых знаменитых белорусских актрис Стефания Станюта свою первую роль сыграла в 16 лет в постановке Владислава Голубка "Ганка". В 1918 году она работала в Первом товариществе белорусской драмы и комедии вместе с Флорианом Ждановичем. Вместе с группой белорусских актеров она училась в МХАТе. На базе этого выпуска затем был создан Второй белорусский драматический театр в Витебске. С 1932 года и до конца своей жизни Стефания Станюта играла на сцене театра Янки Купалы, и в ее карьере 200 ролей. Ее называли живой легендой и талисманом Купаловского театра. Помимо театральных ролей, Станюта сыграла около 60 ролей в кино, среди картин с ее участием "Белые росы", "Люди на болоте", "Прощание с Матерой". 

 

Читать полностью: http://news.tut.by/culture/392270.html

 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.