Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Агрошкола А.А. Католикова

Дата: 9 ноября 2015 в 10:11, Обновлено 10 декабря 2015 в 16:48

Агрошкола А.А. Католикова

Только труд дает душевное здоровье.

А.И.Герцен

Католиков Александр Александрович — директор агрошколы-интерната (г. Сыктывкар, Республика Коми), народный учитель СССР, член-корреспондент РАО; воплотил в условиях типовой интернатной школы модель трудового воспитания по А.С.Макаренко.

Отечественная педагогическая наука и практика накопили богатый опыт осуществления трудового и политехнического воспитания и обучения. Широко понимаемое трудовое воспитание включает овладение простейшими общетрудовыми умениями и навыками, политехническими знаниями, формирование у молодого поколения качеств СДП личности. На базе трудовой и политехнической подготовки успешно решаются проблемы профессиональной ориентации.

Однако прогресс трудоемких и энергоемких промышленных технологий, информационных средств управления и связи, с одной стороны, и подъем общественного движения за гуманизацию и демократизацию образования — с другой, привели в последние десятилетия к утрате внимания и снижению уровня политехнического и трудового воспитания в школах.

Тем ценнее становится опыт школ, осуществляющих в современных условиях технологии трудового и политехнического образования, соединения обучения с производительным трудом. Сегодня эти школы выступают на общем фоне как альтернативные, авторские.

Агрошкола А.А.Католикова представляет собой школу полного дня, режим и организация в которой построены во многом по аналогии с коммуной А.С.Макаренко. В школе-интернате воспитываются около 300 детей с 2 до 18 лет.

Материальная база Агрошколы состоит из городской и пригородной частей, включающих, кроме учебных и спальных корпусов, медицинский блок со всем необходимым оборудованием, спортивный блок с плавательным бассейном, стрелковый тир.

Пригородная круглогодичная база отдыха и труда представляет учебно-опытное хозяйство: дети приучаются здесь к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы.

Территория центральной базы учебно-опытного хозяйства 30 га, из них 2,6 га занимают цветники и опытные участки с теплицами; пахотных земель около 100 га, столько же лугов; лесное хозяйство (около 700 га), ботанико-зоологический заказник «Межадорский».

Детский городок включает учебные и спальные помещения, два клуба, баню с сауной, просторную столовую, гаражи, велои мотоклассы, ангары для техники (18 тракторов), станцию ГСМ, водонапорные башни, теплицы, животноводческие помещения (15 дойных коров и 15 телят, около 100 поросят, 50 овец, 4 лошади, птицеферма, кроликоферма и др.).

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: природосообразная + прагматическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: СДП + ЗУН.

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская + религиозная, общеобразовательная + профессиональная, гуманистическая + технократическая.

По типу управления: современная традиционная.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная. По подходу к ребенку: социоцентрическая, антропоцентрическая, личностно-ориентированная, сотрудничество.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная. По направлению модернизации: авторская школа. По категории обучаемых: все категории.

Целевые ориентации

•  Формирование качеств СДП личности.

•  Воспитание потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему.

•  Развитие значимых для технологической деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) способностей.

•  Формирование профессионализма в сочетании с широким политехническим образованием, позволяющим применять свои знания и способности в различных сферах общественного производства.

•  Включение учащихся в трудовые (производственные) отношения.

•  Создание оптимальных условий для овладения учащимися современными знаниями в экономике.

•  Формирование гибких умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда, самостоятельности, инициативности, предприимчивости.

•  Профессиональная ориентация.

•  Воспитание христианской веры.

Концептуальная основа

•  Труд является основой формирования личности.

•  Интерес и внимание к каждому ребенку (у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни»).

•  Любовь к детям (от культа личности к культу личностей).

•  Милосердие к детям (все наши и мы все за них в ответе).

•  Соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства (создание своими силами хорошей материальной и трудовой базы не только по сильно каждой средней школе, но и просто необходимо с точки зрения психолого-педагогической и социальной).

•  Чередование умственного и физического труда.

•  Технологическое образование как неотъемлемая часть общего.

•  Сочетание индивидуально-личностного подхода и коллективного воздействия.

•  Разновозрастная организация учебного и трудового процессов.

•  Школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия.

•  Детское самоуправление и самоконтроль.

•  Возрождение духовных начал (не полюбив Бога, нельзя полюбить человека).

Особенности содержания

Формирование качеств СДП. Содержание образования в технологии агрошколы основано на учебном предмете «Трудовое обучение» («Технология»), профессиональном обучении общественно полезной работе, производительном труде, внеклассной работе по науке и технике. Различные курсы сквозного предмета «Трудовое обучение» («Технология») включают многостороннюю информацию и выполнение практических работ по обработке металлов, древесины, ткани и других материалов, электротехнические работы, машиноведение. Большое внимание уделяется моделированию, прикладному творчеству, ознакомлению с элементами ТРИЗ. Для девочек применяются модульные курсы кулинарии, изготовления одежды, домашнего дизайна.

Начальное профессиональное образование ведется по сельскохозяйственным профессиям и специальностям обслуживающего труда (портной, кулинар и т.п.).

Экологическая деятельность. Исключительно богатыми возможностями для развития детей обладает экологическая деятельность. Ребята занимаются охраной природы в лесном заказнике, проводят санитарную рубку леса. Отряды голубого и зеленого патрулей следят за разведением рыб в реке, зимой долбят лунки от заморов, весной высаживают саженцы кедра.

Экономическое просвещение. С трудовым воспитанием напрямую связано экономическое, основанное на участии детей в производительном труде. Уже несколько лет интернат не только полностью обеспечивает себя овощами и картофелем, но и продает излишки горожанам.

Каждый воспитанник начиная с IV класса получает зарплату за участие в производительном труде. Часть ее выдается на карманные расходы (покупка конфет, фруктов), а другая (большая) считается неприкосновенной и переводится на личный счет.

Денежная политика в интернате - суть воспитания бережливости, рачительности. У ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмотрению. Интернат учит ребят распоряжаться своими деньгами.

В школе работает свой «банк», создана целая система экономического стимулирования учебной и воспитательной работы. Школьный «банк» не только учитывает заработанные деньги, но и анализирует участие каждого ученика в трудовых делах.

Духовное воспитание. В агрошколе не отправляют религиозных обрядов, но ведут беседы на религиозные темы, читают христианскую литературу, направляют на поиски нравственной Истины в вероучении. А. А. Католиков считает, что в современной ситуации духовного кризиса напрямую воспитывает только вера.

Территория детства: игровые помещения, школьный музей, библиотека, спортзал, оборудование. Организованный досуг представлен несколькими десятками кружков, секций, студий.

Методические особенности

Методы обучения знаниям, умениям и навыкам действенно-практической сферы личности, привлечение школьников к производительному труду обеспечивают в органическом единстве решение задач трудового обучения и нравственно-эстетического воспитания. Ведущими формами обучения являются: бригадно-группо-вая, индивидуальное ученичество и наставничество, производственные и строительные бригады, учебно-опытное хозяйство, школьное лесничество, разнообразные виды подряда.

Разновозрастные объединения

Первичные детские коллективы организованы по принципу разновозрастных бригад (отрядов), действующих на основе общих забот и дел.

Разновозрастная бригада работает на основе самоуправления. Бригадир избирается на собрании бригады. Есть совет бригадиров, есть школа командиров. У каждой бригады свой вымпел, своя эмблема, своя песня.

В РВО каждый из питомцев - член какой-либо общешкольной комиссии, представляет в ней бригаду, каждый проходит школу руководства и управления. Действует совет чести. Дети находятся в постоянном производственном окружении: каждый день по 2-4 часа бывают в рабочей форме, в общении с техникой, в кругу рабочих и специалистов.

Соревнование. Каждая бригада имеет свой участок. Одни выращивают цветы и овощи, другие занимаются животноводством или строительством, третьи - поливом или вождением тракторов и сельхозмашин. Отдельные трудовые поручения выполняют сводные отряды. Между бригадами организовано соревнование, разработана целая система учета труда.

Культ труда. В законах коллектива: трудиться всем, от мала до велика, начиная с весны по позднюю осень, от зари до зари. При этом труд не выступает для детей как нежелательная повинность, а организуется как личный интерес, общая забота. Дети вовлекаются в труд с самого раннего возраста, но при этом задания последовательно усложняются. Малыши собирают ягоды, грибы, лекарственные травы, у них есть свой «колхоз»; подростки ставят опыты в теплицах и парниках, ведут исследовательскую работу с овощами и цветами; старшеклассники переходят на производственные участки, где труд фактически полностью механизирован. Старшеклассники осваивают профессии и промышленного и сельхоз-труда (овощевод, цветовод, механизатор, животновод).

Позиция педагога: жить вместе с детьми, радуясь и радуя всем, чем одаряет детей каждый день; жить успехами в труде, общением, красками природы, творчеством, фантазией, познанием.

Позиция ребенка: в трудовой деятельности, связанной с заботой о добром результате, осуществляется оптимальное соотношение субъектной и объектной позиции. Ребенок свободен в самореализации и в то же время связан отношениями ответственной зависимости в коллективе товарищей.

Аналоги. В образовательном пространстве России в последние десятилетия славился целый ряд крупных авторских школ, работавших по принципу соединения обучения с производительным tdv-дом (школ-хозяйств):

Мамлютская школа-интернат в Казахстане (директор народный учитель СССР Г.М Кубраков), использовавшая модель А.С.Макаренко

Школа-завод «Чайка» В.Ф.Карманова структуре представляла детскую республику действовавшую на базе оснащенного производства;

Халданская сельская школа в Азербайджане (директор народный учитель СССР З.Г.Шоюбов), преобразовавшая не только свою организацию, но и окружающую природную среду.

Из современных зарубежных моделей заслуживают упоминания кубинские трудовые школы, школы-хозяйства в израильских кибуцах.

Литература

1. Атутов П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика. - 1996. - №2.

2.      Ермолаев В.Я. С веком наравне. - М.: Педагогика, 1988.

3.      Захаренко А.А. Село и школа // Народное образование. -1989. - №1.

4.      Зембицкий Д.М. Некоторые концептуальные подходы к трудовому воспи танию в обновляющейся школе // Опыт разработки концепций воспитания. Ч. I, II. - Ростов-на-Дону, 1993.

5.      Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. - М.: Просвещение, 1987.

6.      Католиков А.А. Моя семья. - М.: Педагогика, 1990.

7.      Католиков А.А. Секрет успеха - в педагогически осмысленной организации детского труда // Школа и производство. -1996. - №2.

8.      Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. - М., 1987.

9.      Кубраков Г.М. По заветам Макаренко. - М., 1987.

10.    Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М., 1979.

11.    Пашков А.Г. Педагогика производительного труда. - М.: Знание, 1987.

12.    Селевко Г. К. Соединение обучения с производительным трудом // Вечер няя средняя школа. -1965. - №1.

13.    Синицын И.Ф. Когда воспитывает труд. - М.: Педагогика, 1987.

14.    Школа и выбор профессии / Под ред. В.А.Полякова и др. - М.: Педагогика, 1987.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.