Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Внимание! Важные изменения при добавлении учащихся

Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)

Дата: 9 ноября 2015 в 10:16, Обновлено 9 ноября 2015 в 10:17

Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)

Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И.Песталоцци

Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Вальдорф-Астория», при которой была организована школа.

Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение -антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.

Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.

Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.

Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору развития: биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.

По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система «репетитор» + система малых групп

По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные +групповые, дифференциация.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога.

По преобладающему методу: игра + диалог + творчество.

По категории обучаемых: все категории, без селекции.

Целевые ориентации

•        Воспитание призвано сформировать целостную личность:

•        стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);

•        открытую для восприятия нового опыта;

•        способную на осознанный и ответственный выбор в разнообраз ных жизненных ситуациях.

•        Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН - ЗУН + СДП).

•        Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

Концептуальные положения

•  Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.

•  Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.

•  Свобода как средство воспитания.

•  Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.

•  Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.

•  Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.

•  Экология здоровья, культ здоровья.

•  Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.

•  Подражание как средство обучения.

•  Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.

•  Единство развития ума, сердца и руки.

•  Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).

•  Школа для всех.

•  Единая жизнь педагогов и учеников.

Особенности содержания

•  Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практическитрудового аспектов образования.

•  Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).

•  Межпредметные связи.

•  Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство вырази тельных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).

•  Большая роль отводится трудовому воспитанию.

Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам» : Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;

I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;

II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;

III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;

IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;

V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;

VI: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание:

VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье:

VIII: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;

IX: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело:

X: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;

XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

XII: история культуры, импровизация во всех сферах.

Особенности методики

•  Педагогика отношений, а не требований.

•  Метод погружения, «эпохальная» методика.

•  Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).

•  Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

•  Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.

•  Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).

•  Коллективное познавательное творчество на уроке.

•  Обучение самостоятельности, самоконтролю.

•  Много игры (учеба должна приносить радость).

• Отрицание отметки. Позиция ученика.

-   Ребенок в центре педагогической системы.

-   Право выбора всего: от формы урока до его плана.

-   Право ребенка на ошибки.

-   Свобода выбора.

-   Право на свободный творческий поиск.

-   Отношения ответственной зависимости с коллективом. Позиция учителя.

-  Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.

-  Учитель - старший товарищ.

-  С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

-  Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.

-  Ожидание созревания сил, заложенных природой.

-  Не говорить ребенку «нет», «нельзя».

-  Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).

-  Не ставить плохих отметок.

-  Не оставлять на второй год.

-  Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).

Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках.

Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.

Примечания. Современные аналоги «Свободной педагогики».

В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».

Московская свободная вальдорфская школа (научный руководитель А.А.Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.

 

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

 

Школа Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:

•  воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодо творно, незаконно, невозможно;

•  воспитание портит, а не исправляет людей;

•  чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.

В последний период жизни Л.Н.Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму с религиозным оттенком.

Л.Н.Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.

В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого.

Школа свободного воспитания З.М.Агишевой (Зоя Михайловна Агишева - учитель начальных классов, г. Йошкар-Ола). Приоритеты — забота о здоровье, свобода выбора для ребенка, проживание вместе с детьми их детства, дети - лучшие учителя.

Литература

1. Ахмаваора У. Обучение письму и чтению в пггайнеровских школах // Част ная школа. -

1995. -№б.

2.      Вентцеяь К. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М., 1995.

3.      Гейдебранд К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы // Частная школа. - 1997.-№2.

4 . Иена-план профессора Петерсона // Частная школа. - 1994 - № 4, 1995 -№1.

5. Черкасова О. В. Педагогические основы вальдорфской школы. - Самара: СГУ. 1995

6.  Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. - М.: Арснфаль, 1994.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.