Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Дата: 20 июня в 09:58

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

НА УРОКАХ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ  КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ  ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Васильченко Татьяна Анатольевна, учитель химии

Актуальность опыта. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании   процесс образования представляет собой «обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений и навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающего» [1, с.4]. А основным направлением государственной политики в сфере образования является «создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности» [1, с.7].  В последнее время мы являемся свидетелями того, что  социально-экономические изменения,  активно происходящие  в нашем государстве, указывают на острую потребность в людях творческих, мобильных, неординарно мыслящих, готовых к самообразованию, способных нестандартно и быстро  решать возникающие проблемы и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи, определять эффективные пути их решения. Обозначен поворот государства к личности и осознание особой ценности  ее творческого потенциала. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит довольно трудная  задача – определить эффективные  подходы, способствующие  формированию человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к творческому мышлению, самостоятельному управлению собственной деятельности. Учреждению образования, главной функцией которого является осуществление образовательной деятельности, необходимо обеспечить  активное внедрение современных педагогических подходов  в образовательный процесс. Задача же учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие, прочные знания по учебному предмету,  но и создать на учебном занятии эффективные условия для  развития творческого мышления, поэтому арсенал средств учителя должен активно обновляться, трансформироваться. Однако на пути решения данной задачи  есть определенные трудности: многочисленность состава классов (28-30 учащихся); разный уровень обучаемости и заинтересованности в изучении того или иного предмета; многие школьники испытывают учебные перегрузки, особенно это касается высокомотивированных учащихся, учащихся старших классов.  Все это свидетельствует об актуальности представляемого мною опыта педагогической деятельности. Я считаю, что мой опыт выстраивания педагогического взаимодействия учителя и учащихся посредством проблемных ситуаций  позволит  значительно продвинуться в решении задачи развития творческого мышления учащихся.

Цель опыта:

создание оптимальных условий для  развития творческого мышления  учащихся путем использования  проблемных ситуаций  на уроках органической химии в IX, X–ых классах.

Задачи опыта:

изучить и определить средства обучения, использование которых способствует развитию творческого мышления, познавательной активности учащихся;

освоить и апробировать  различные педагогические средства обучения, способствующие созданию атмосферы творчества на уроках;

оценить и отобрать наиболее эффективные средства обучения, обеспечить их регулярное использование на уроках  органической химии;

проанализировать эффективность использования  проблемных ситуаций как средства  повышения уровня творческого мышления учащихся.

Вести целенаправленную работу над решением проблемы создания эффективных условий для  развития творческого мышления школьников я начала в 2010 году.  В течение первых лет работы  (поисковый этап ) изучала много  педагогической, психологической литературы как зарубежных, так  и отечественных авторов, посещала семинары, открытые  уроки,  работала с Интернет-ресурсами, общалась с коллегами, апробировала различные методические приемы, много работала над содержанием заданий для организации проблемно-поисковой  самостоятельной деятельности (особенно в этом мне помогла работа рецензентом «Химия. Сборник самостоятельных работ», авторы Т.Н. Мякинник,  И.И. Борушко). Затем, на рефлексивном этапе,  я определила для себя  основополагающий  момент в организации учебного занятия, дающий определенный эффект, - это проблемная ситуация. На практическом этапе активно внедряла проблемные ситуации  на уроках органической химии на различных  этапах учебного занятия, скрупулезно работала над их содержанием. И сегодня, с удовлетворением,  отмечаю действенность и результативность их использования для развития творческого мышления учащихся.

         Ведущая идея моего педагогического опыта заключается в том, что  развитие творческого мышления происходит эффективно, если  осуществляется проблематизация учебного материала, вовлечение учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность по определению путей решения проблемных ситуаций, их преодолению.

Сущность опыта. Понятие «творческое мышление» впервые появилось в 60-ые годы прошлого века  в психологии. Толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что решение проблемных ситуаций зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе.   Исследованием творческого мышления занимались известные  ученые: И. Я. Лернер,  Я А. Пономарев,       В. Н. Дружинин, В. Н. Пушкин, Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс. Они определили интеллектуальные способности, характеризующие творческое мышление,  среди которых основными являются беглость мысли, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, логическая независимость, фантастичность, способность к анализу и синтезу, способность усовершенствовать объект.  Формирование и развитие  этих способностей у учащихся  стало в последнее время  важнейшей педагогической задачей, для решения которой учеными – педагогами,  методологами разработаны различные  способы  от использования конкретных приемов обучения до внедрения образовательных технологий (технология коллективной мыследеятельности, технология проблемного обучения и.т.д.), в основе которых лежит управление деятельностью учащихся путем организации проблемных ситуаций. Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Мой опыт основывается на положениях теории проблемного обучения, разработанной американским философом, педагогом, психологом Дж. Дьюи. Он определил следующие условия успешности обучения: проблематизация учебного материала, активность ребенка, связь обучения с жизнью, игрой, трудом. Усвоение ребенком учебного материала происходит не в результате простого слушания и восприятия информации органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей потребности в знаниях. Эта теория отвечает деятельностному подходу.

Для того чтобы обеспечить развитие творческого мышления своих учащихся, я должна, в первую очередь, создать на уроке атмосферу творчества. Химия в этом смысле очень благодатная наука. Это учебный предмет, где исследование, опыт, эксперимент являются неотъемлемой частью деятельности учащихся на уроке.  Долголетний опыт работы позволяет мне констатировать, что продуманное использование проблемных ситуаций  - важнейшее средство, обеспечивающее развитие творческого мышления учащихся, способствующие созданию творческой атмосферы на уроке и  содействующие творческой деятельности моих учеников.  Важно помнить, что проблемная ситуация должна представлять собой познавательную трудность, требовать размышления над  изучаемой проблемой, но в то же время и способствовать созданию ситуации успеха.

Структура проблемной ситуации, ее особенности, возможности использования в учебном процессе представлены в научных работах профессора Вазиной К.Я., которая является автором технологии коллективной мыследеятельности.

         В ходе изучения органической химии я использую различные проблемные ситуации, способствующие развитию творческого мышления учащихся,  на разных этапах урока. В педагогической практике определено несколько видов проблемных ситуаций,  но  методом проб  я определила, что  наиболее результативным  является использование следующих их видов. 

1. Ситуация несоответствия. Эта ситуация возникает, когда жизненный опыт учащихся, их представления о том или ином явлении вступают в противоречие с научными данными или когда возникает противоречие между теоретически возможным способом решения задачи, которое определено учащимся, и невозможностью его практического осуществления. Ситуацию несоответствия я создаю, например, при изучении строения молекул бензола в Х классе. Демонстрируя структурную формулу бензола, сообщаю экспериментальные данные, которые противоречат представленной формуле. Учащиеся, обсуждая данную проблемную ситуацию, предлагают модель электронного строения бензола.  Чаще всего ситуацию несоответствия я использую на этапе изучения нового материала.  

2. Ситуация неожиданности. Данная ситуация может создаваться  при ознакомлении учащихся с материалом, который  поражает своей неожиданностью, необычностью и неординарностью.  Например, при изучении темы «Природные источники углеводородов» в Х классе, говоря о необходимости изменения структуры использования в народном хозяйстве каменного угля, нефти, природного газа,   я привожу данные об их запасах, а также обращаю внимание на слова Д.И. Менделеева: «Топить можно и ассигнациями». Неожиданный, интересный научный факт, высказывание известных ученых, необычная информация «подогревают» интерес учащихся к изучаемой теме, активизируют их деятельность, развивают любознательность, содействуют самостоятельной деятельности. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, обсуждают ее  и предлагают пути решения.  Использование ситуации  неожиданности  особенно эффективно работает на этапе целеполагания, актуализации знаний. Она способствует формированию целенаправленной, сознательной учебной деятельности,  повышению уровня мотивации.

3. Ситуация опровержения. Данная ситуация создается при необходимости  доказать несостоятельность какого-либо предложения, вывода, идеи на основе всестороннего анализа. Ситуация опровержения может быть создана  при изучении  темы «Непредельные углеводороды» в Х классе. Задания на опровержение очень популярны у учащихся, так как опровергать, отвергать, спорить  соответствует возрастным  психологическим особенностям подростков, поэтому  они решают такого плана проблемные ситуации  с особым удовольствием.   Такие ситуации можно использовать на этапе закрепления изученного материала.

4. Ситуация предположения. Данная ситуация может быть создана,  когда требуется доказать справедливость какого-то предположения, существование  явления, закона или теории. Примером такой ситуации может  являться задание следующего содержания, которое может использоваться  на факультативных занятиях.  Несмотря на то, что молекулы оксида углерода (IV) и воды состоят из одинакового числа атомов (трех), они имеют разное пространственное строение и полярность. Молекула углекислого газа линейная и неполярная,  а молекула воды имеет угловое строение и полярная. Докажите это, используя представления о гибридизации электронных орбиталей.

5. Ситуация неопределенности. Эта ситуация возникает, когда учащимся предлагаются задания с недостаточными, избыточными или противоречивыми данными, а также с заведомо допущенными ошибками. Наиболее мотивирующим видом заданий, как показывает практика, является решение задач с  заведомо допущенными ошибками. Учащимся нравится «ловить» ошибку, такие задания всегда востребованы, вызывают активный интерес.  При выполнении задач с избыточным набором данных учащимся приходится анализировать данные и  выбирать  наиболее рациональные способы решения. А при решении заданий с неполным набором данных учащимся приходится делать предположения, выполнять решение методом подбора. Созданию ситуации неопределенности способствуют и  творческие задания на получение веществ, когда задается только исходное сырье и конечный продукт. Например, предложите способы получения этилового спирта, используя в качестве исходного сырья природный газ и воду. Данная ситуация будет уместна на любом этапе учебного занятия.  Кроме того, ее использование  позволяет решать задачу  индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, т.е. можно предложить задания с разным уровнем сложности ситуации.

         Безусловно, решение разнообразных проблемных ситуаций, нестандартных заданий заставляет учащихся мыслить, использовать мыслительные действия в системе, развивать творческое мышление. Опыт показывает, что проблемные ситуации можно использовать при подготовке всех типов учебных занятий (комбинированный урок, урок усвоения новых знаний, урок  закрепления изучаемого материала), на разных этапах учебного занятия. Я предпочитаю организовывать проблемно-поисковую  деятельность   и на этапе целеполагания,  и на этапе  изучения нового материала, а также на этапе закрепления изученного. Следует отметить, что работа над  проблемными ситуациями может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Формы решения проблемных ситуаций могут быть разнообразными: часто использую такие формы, как дискуссия, научный спор, проблемная лекция, задачи исследовательского характера. Я, как учитель, обязана продумать содержание предлагаемых заданий таким образом, чтобы максимально использовать потенциал учебного занятия для обеспечения  мыслительной  активности, самостоятельной мыслительной деятельности учащихся. А это задача далеко не из легких: требует немалых интеллектуальных усилий, затрат времени, Однако усилия педагога вознаградятся сторицей!

Развитию творческого мышления содействует и использование  химических опытов, экспериментов, в основе  которых лежит проблемная ситуация. Это подтверждают слова величайшего ученого Д.И.Менделеева:  «Во главе дела стоит соображение, им определяется и само стремление делать опыты». Методика использования проблемных опытов на моих уроках включает следующие этапы:

  1. постановка цели;
  2. подбор оборудования и реактивов;
  3. актуализация имеющихся знаний;
  4. создание проблемной ситуации и формулировка проблем;
  5. выдвижение гипотезы;
  6. решение проблемы и выводы.

Я включаю эксперимент либо на этапе формулировки, либо на этапе решения проблемы. В последнем случае опыт подтверждает или не подтверждает выдвинутую учащимся гипотезу, а проблема выдвигается с помощью других способов и методов. Особую роль играет мысленный эксперимент, который развивает абстрактное мышление и пространственное воображение. Я провожу его на всех этапах урока в виде групповой, фронтальной или индивидуальной работы. Например, на уроке в Х классе по теме «Взаимосвязь между углеводородами, спиртами, альдегидами, карбоновыми кислотами» я предлагаю провести мысленный эксперимент на распознавание уксусного альдегида, уксусной кислоты, глицерина с помощью одного реактива. Проблемный демонстрационный эксперимент я также широко использую: создаю проблемные ситуации при следующих демонстрациях в IX, X классах: взаимодействие этилена с йодной водой, этанола с натрием, окисление альдегидов, отношение олеиновой кислоты к растворам перманганата калия и брома, взаимодействие со щелочью. У многих учащихся вызывает интерес задания на проведение эксперимента, поэтому я стараюсь изыскать возможности для их реализации на уроках органической химии. Например, предлагаю следующие задания.

1. Предложите свои способы решения проблемы превращения жидких жиров в твердые. Какое экономически выгодное для Беларуси сырье можно использовать?

2. Шестиатомный спирт сорбит применяется для лечения сахарного диабета. Получите его из карбоната магния.

3. Глицерин применяется для изготовления мазей, смягчающих кожу. Предложите метод его получения из трихлорпропана.

4. Получите сосудорасширяющее средство – нитроглицерин из глицерина.

         В приложениях 1, 2 данного опыта приведены примеры проблемных ситуации различных видов.

Результативность и эффективность опыта

         Для того чтобы узнать, насколько успешен мой опыт использования проблемных ситуаций на уроках органической химии, мною  был определен ряд критериев, показатели по которым анализировались на протяжении нескольких лет:  результаты контрольных работ учащихся  IX-XI  классов, а также результаты годовой аттестации (количество учащихся, демонстрирующих достаточный и высокий уровни образовательной подготовки); результаты участия в централизованном тестировании по химии;  количество участников Республиканской предметной олимпиады, успешность участия  на разных ее этапах;  количество участников республиканского конкурса «Белка», результативность участия в конкурсе;  востребованность факультативных занятий по химии; количество выпускников, определивших профессиональный путь, связав его с дальнейшим изучением химии; психологическая диагностика.

Доказательством результативности целенаправленной работы по развитию творческого мышления  является то, что по всем анализируемым критериям отмечаются положительные тенденции.

1. Среди моих учащихся ежегодно увеличивается количество желающих принять участие в Республиканской предметной олимпиаде. Анализ результатов олимпиады по химии свидетельствует о росте показателя успешности выступления моих воспитанников (приложение 3).

2. С каждым годом увеличивается количество участников республиканского конкурса «Белка», а также  показатель результативности участия в этом конкурсе (приложение 4).

3. Считаю, что не случаен и ежегодный  рост показателя количества учащихся- выпускников школы, связавших свой профессиональный путь с изучением моего предмета.

4. Отмечается востребованность факультативных занятий по химии в      IX –ых, X-ых и  XI ых классах. В этом учебном году  многие учащиеся, которые в ходе допрофильной подготовки посещали факультативные занятия,   выбрали для изучения на повышенном уровне учебный предмет «Химия». 

5. Анализ результатов контрольных работ, годовой аттестации  свидетельствует о положительной динамике  показателя количества учащихся, демонстрирующих достаточный и высокий уровень образовательной подготовки (приложение  5)

6. Отмечается положительная динамика роста среднего балла учащихся при прохождении централизованного тестирования по химии. Показатель выше областного и республиканского значений (приложение 6)

7. Педагогом-психологом были изучены интеллектуальные способности учащихся, уровень познавательной активности и мотивации, отношение к учебному предмету (химии), особенности мыслительной деятельности. Данные психологических исследований говорят о том, что мотивационная атмосфера уроков химии становится все более благоприятной. У большинства учащихся отмечается высокая познавательная активность и высокая учебная мотивация   (у 61% испытуемых). Повышенная интеллектуальная активность учащихся стимулируется не только их естественной любознательностью, но и желанием развить, продемонстрировать свои способности и получить высокую оценку,  чему способствовало создание активной обучающей, деятельностной  среды.

Заключение

Мы, педагоги, должны понимать, что знания лишь средство развития мышления. С. Л. Рубинштейн говорил: «Мышление начинается с проблемной ситуации». Мышление можно развить только в деятельности, поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, способствует развитию мышления.  Вот почему так важно использовать в образовательном процессе такое замечательное средство как проблемная ситуация. Я убедилась в том,  что  планомерное,  регулярное и системное  использование потенциала проблемных ситуаций в различных их проявлениях не только обеспечивает создание творческой атмосферы на уроках химии, способствует выявлению учащихся нестандартно мыслящих, содействует развитию творческого мышления, но и позволяет сделать обучение увлекательным,  прививает  интерес к предмету,   позволяет убедить  учащихся в великом значении науки, а это, в свою очередь, способствует   будущему профессиональному самоопределению учащихся.

 Перспективы дальнейшего совершенствования данного опыта я связываю с активным использованием   возможностей электронных средств для создания проблемных ситуаций, расширения возможностей дифференциации при разработке проблемных ситуаций для  вовлечения в процесс их решения как можно больше учащихся, созданием  интерактивного  банка проблемных ситуаций для размещения в виртуальном методическом кабинете на сайте учреждения образования, что позволит педагогам и других учреждений образования воспользоваться результатами моего педагогического опыта, проконсультироваться, оставить отзыв, а мне – получить обратную связь, оценку моей деятельности, возможность совершенствоваться, мобильно корректировать свою деятельность

Использованная литература

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Концепция  учебного предмета «Химия».

3. Образовательный стандарт учебного предмета «Химия» (7-11 классы).

4. Учебная программа  для учреждений общего среднего  образования с русским языком обучения. Химия. VII-IX классы. –Минск: Национальный институт образования, 2012.

5. Учебная программа по учебному предмету «Химия» для X класса учреждений общего среднего образования с белорусским и  русским языками обучения и воспитания (базовый уровень) – Минск: Национальный институт образования, 2015.

6. Белорусская педагогическая энциклопедия. – Минск: Адукацыя і выхаване, 2015.

7. Кудрявцева, Т.Н. Проблемное обучение - истоки. Сущность, перспективы.- М.: Знание, 1991.

8. Булгаков, В.И. Проблемное обучение - понятие и содержание   // Воспитание школьников.- 1985. - № 8.

9. Тюркина, Н.И. Проблемная ситуация на уроках химии как средство развития познавательной активности и творческого мышления учащихся           // Хiмiя: праблемы выкладання.-2004.- №2.

10. Конаржевский, Ю.А.Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000

11. Запрудский, Н.И. Современные образовательные технологии / Н.И.Запрудский.  -  Минск: Сэр-Вит, 2003.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.