«Прощание с букварём».
Приветствие
1.Заходите, проходите.
Путь свободен, освещён.
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с букварём.
2.Мы смешными малышами
Прибежали в 1 класс.
Нам портфель с карандашами
Подарили в 1 раз.
3.Мы собрали наших мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
4.Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
5.Разбудите меня ночью
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Учитель:
Вы в школе почти целый год отучились.
Вы много успели, немного устали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая, главная книжка.
И первые буквы она показала
Драчливым своим мальчишкам.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много- много дней.
Вам азбука хорошим другом стала
И этот праздник мы посвящаем ей.
Под музыку , танцуя, выходит Буратино и приветствует всех:
Праздник начинается
Гости улыбаются.
А дети постараются
Сегодня показать,
Всё, чему учились,
Всё, к чему стремились,
Потому что в мире
Надо много знать.
Входит Незнайка и , обращаясь к Буратино, спрашивает.
- И чего это все здесь собрались?
Буратино отвечает:
- Сегодня у ребят праздник- прощание с букварём. Целый год они учили буквы, учились читать и писать слоги, слова, предложения.
Незнайка:
- Праздник – то начался, а главного героя , Букваря – нет. Давайте позовём его на праздник.
( Дети зовут).
Букварь:
- Я – букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Буратино:
- Букварь, садись и посмотри, чему научились ребята за год.
Незнайка:
-Все дети ходят учиться в школу. Помогают им школьные предметы. Сейчас посмотрим, какие уроки стали для вас любимыми?
Чтение
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
Книжки могут рассказать
Обо всём на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Письмо:
Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
Математика:
В этой книге на парад
Цифры выстроились в ряд.
1,2,3,4,5
Мы научимся считать.
Труд. обуч.
Радуется Таня –
Будет нынче труд.
На уроке этом
Лепят, клеят, шьют.
Изо. иск.
На уроке рисовать
Очень любят дети.
Вот тебе пейзаж, портрет…
Замечательный предмет.
Физкульт.
На уроке физкультуры
Тренировки ждут ребят.
С физкультурой я дружу
И здоровьем дорожу.
Стук в дверь. Приносят письмо. Незнайка читает.
-Здравствуйте, ребятки! Пишет вам дед- буквоед. Я узнал, что вы прощаетесь с букварём. А вы на самом деле всё знаете или обманываете?
Я посылаю вам задания. Отгадайте загадку.
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы?
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
Азбука
1 уч.
А, Б, В, Г,Д, Е, Ж – Прикатили на еже.
2 уч.
З, И К Л М Н О – Дружно вылезли в окно.
3 уч.
П,Р,С,Т,У,Ф,Х – Оседлали петуха.
4 уч.
Ц,Ч Ш и Э Ю Я – Все теперь мои друзья.
5 уч.
Познакомьтесь с ними, дети.
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете,
Тем, кто с ними не знаком.
Буратино:
Молодцы! Буквы вы хорошо знаете. Дед – буквоед интересуется, умеете ли вы отгадывать загадки?
1.Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд,
Только задом наперёд. (Рак)
2.Маленький, горький,
Луку брат,
К пище приправа,
На микробов управа. (Чеснок)
3.Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
4.Что всю ночь по крыше бьёт да постукивает.
И бормочет, и поёт, убаюкивает. (Дождь)
5. Красногрудый, чернокрылый –
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь).
Литературная игра « Путешествие в мир сказок»
Сказка по лесу идет —
Сказку за руку ведет.
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Ух, за мной и за тобой
Сказки бегают гурьбой!
Обожаемые сказки
Слаще ягоды любой!
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка — умница и прелесть!
Ей повсюду путь открыт.
Чтоб героев книг узнать –
Надо книги всем читать.
Мы читаем, много знаем,
И того же вам желаем.
Учитель :
Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие в сказку. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. И так наше путешествие в мир сказок начинается!
Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это?
Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной игре «По страницам любимых сказок». Для этого нам надо разделиться на две команды. Дети делятся на команды с помощью цветных жетонов и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим цветом. Каждая команда выбирает себе название. Викторина состоит из 8-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1жетон. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог.
Представление жюри.
Учитель:
Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? – Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать.
Незнайка:
- А у меня тоже есть волшебный клубочек. Наверное, он поможет нам путешествовать. «Смотрите, клубочек-то живой! И он нам укажет путь».
Участникам сегодняшней игры в ходе весёлых состязаний предстоит доказать не только то, что они любят сказки, но и что они очень хорошо их знают.
Итак, я объявляю 1 конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Что же это за девочка-лапочка.
И зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас).
5. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
6. И на мачеху стирала
И горох перебирала.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
7. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
8. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
2 конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик ?» (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Кого лечил доктор Айболит? (Зверей)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
3 конкурс «Сказочные превращения». В кого были превращены или заколдованы герои? Соедини стрелкой.(Работа в группе).
Братец Иванушка (в козленка)
Василиса Прекрасная (в лягушку)
Князь Гвидон (комар, муха, шмель)
Гадкий утенок (в лебедя)
Чудище (Аксаков «Аленький цветочек») (в принца)
11 братьев-принцев (Андерсен ) (в лебедей).
4 конкурс «Волшебный сундучок».
В волшебном сундучке находится предмет. Что это? Назовите сказку.
Командам предлагается угадать, что находится в сундучке. Они могут задавать наводящие вопросы, а ведущий отвечает только «да» или «нет». Выигрывает та команда которая угадала или была ближе к истине. (В сундучке золотое яйцо « Курочка ряба» и золотая рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке».)
5 конкурс капитанов « Один на один».
В названиях сказок изменена одна буква. Вам предстоит найти эти буквы и восстановить название сказок. В это время проводится конкурс для болельщиков.
Гули – лебеди. Мурочка – ряба.
Лиса и мак. Царь – певица.
Полк и семеро козлят. Кособок.
Двери в яме. Кожа – дереза.
Кот и киса. Иван – солдатский сон
6 конкурс для болельщиков «Сказочная математика».
1. Сколько братьев было у Иванушки-дурачка? (Два.)
2. Сколько монет посадил Буратино? (5)
3.Сколько мух убил одним махом храбрый портняжка? (Семь.)
4. Сколько козлят съел волк?(6)
5. Сколько братьев было у Элизы из сказки Андерсена «Дикие лебеди»? (11)
6. Сколько трудяг тянуло репку? (6)
7. Сколько лет старик ловил неводом рыбу? (33)
7 конкурс « Следопыт». Сказочные герои случайно обронили свои вещи. Вам надо назвать, кому они принадлежат.
Ковёр-самолёт. (Старику Хоттабычу)
Топор. ( Солдат, Дровосек)
Волшебная палочка. ( Фее).
Градусник. ( Доктору Айболиту)
Очки. ( Коту Базилио)
Мыло. ( Мойдодыру)
Бумажный кораблик. ( Оловянному солдатику)
Хрустальная туфелька. ( Золушке)
Ореховая скорлупа. (Дюймовочке)
Пустой глиняный горшочек. ( Вини – Пуху).
8 конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)
4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)
Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)
3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»).
4. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах).
Заключение. Жюри подводит итоги конкурсов.
1.Мы с хорошей сказкой неразлучны,
А чудес у сказки – до небес!
Вы представьте, как бы было скучно,
Если б в мире не было чудес!
2.Мы подрастем, другими станем
И, может быть, среди забот
Мы сказкам верить перестанем,
Но сказка снова к нам придет.
3.И мы ее улыбкой встретим,
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям
Мы вновь расскажем в добрый час.
ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ « МИР ПРОФЕССИЙ»
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы знаете, для чего мы сегодня собрались в этом зале? В народе говорится «Труд – умелые руки любит». Сегодня мы поговорим о труде и о профессиях.
В:Давайте вспомним, что обозначает слово профессия? Обратившись к толковому словарю раскроем смысл этого слова.
1:Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
В:А какой труд сейчас важен для вас? (получать знания)
Правильно, ваш труд – это учёба и помощь родителям.
Игра «Уборка квартиры»:
Два ученика с ведёрками подбирают фантики разного цвета, разбросанные по полу. Кто быстрее?
Давайте себе представим жизнь без работы: и дома, и в школе никто ничего не делает, все отдыхают на заводах и фабриках, в магазинах, в больницах, в школах. Что было бы, например, если бы отдыхал электрик?
Дети: Не было бы света - не работали бы телевизоры, утюги, стиральные машины, плиты и т.д.
Ведущая: А если бы сельские жители не вышли на работу?
Дети: Не было бы пищи.
Ведущая: Представьте себе, что не вышли на работу учителя, врачи.
Дети: Некому бы было лечить людей, учить детей.
Ведущая: Правильно, ребята, жизнь – это труд.
Ведущая: Вот вы подрастете, закончите школу, и тоже будете трудиться. А вы уже задумывались, кем бы вы хотели стать? Какие вы знаете профессии?
Дети называют известные им профессии. А сейчас назовите профессии, которые начинаются с той же буквы, что и ваше имя.
Игра «Мы варим кашу» (проводит мама-повар):
Называются компоненты, из которых нужно приготовить кашу. Если ученики согласны, то отвечают «да» и хлопают в ладоши, если не согласны – говорят «нет» и топают.
Сорока-белобока задумала кашу варить.
Кашу варить – деток кормить.
На рынок собралась, да призадумалась:
Что ей нужно купить, чтобы кашу сварить,
Своих деток накормить?
Парное молоко? (да)
Куриное яйцо? (нет)
Солёный огурец? (нет)
Мясной холодец? (нет)
Сахар да соль? (да)
Белая фасоль? (нет)
Масло топлёное? (да)
Рыбку солёную? (нет)
Лавровый лист? (нет)
Китайский рис? (да)
Чернослив да изюм? (да)
Шоколадный лукум? (нет)
Перец болгарский? (нет)
Соус татарский? (нет)
Клубничное варенье? (да)
Бисквитное печенье? (нет)
- Молодцы, хорошая получилась каша!
Ведущая: А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Кто есть кто?». Сейчас я приглашаю на сцену три человека. Это у нас будут команды. У меня в руках цветик – семицветик, на лепестках которого написаны названия разных профессий. Оторвите по одному лепестку для каждой команды. А сейчас вы должны показать профессии, которые написаны на вашем лепестке, не произнося ни единого слова. А ребята, сидящие в зале, должны угадать, какую профессию вы изобразили. У вас есть одна минута на раздумья. А мы с остальными ребятами пока поговорим о различных профессиях. А теперь, посмотрим, как приготовились ребята. (Проводится игра «Кто есть кто».)
Защищать в суде всех рад
Наш умелый ... (Адвокат.)
От вирусов злобных компьютер наш чист:
Программы и файлы спас ... (Программист)
Решать проблемы чётко, быстро
Должны в правительстве ... (Министры)
Справедливей всех, друзья,
Споры все решит ... (Судья)
Высока, стройна, как ель,
В платье модном топ-... (Модель)
Вот вам чертёж, где каждый размер
Новой детали дал ... (Инженер)
Мне мигает светофор,
Знает он, что я ... (Шофёр)
Все моря и океан
Покорил наш ... (Капитан)
Замирает в страхе зритель -
В клетке с тигром ... (Укротитель)
Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
Лес охраняет надёжно ... (Лесничий)
Зарю поёт селу петух -
Коров на луг ведёт ... (Пастух)
У станка он дни и ночи,
Всё умеет, он - ... (Рабочий)
На посту и в дождь и в град,
В бой за нас пойдёт ... (Солдат)
Для солдат своих пример -
Бравый, храбрый ... (Офицер)
Не решит больной задач,
Всех больных полечит ... (Врач)
У слона иль мышки жар -
Их спасёт ... (Ветеринар)
Знает точно детвора:
Кормят вкусно ... (Повара)
Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (Тракторист)
Нет тельняшки без полос,
Кто в тельняшке, тот ... (Матрос)
Чтоб амбар наш был с зерном,
Нужен в поле ... (Агроном)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам ... (Продавцы)
Наших душ, ума строитель -
Мудрый школьный наш ...(Учитель)
Погружался сотни раз
В глубь морскую ... (Водолаз)
В небе синем самолёт,
Управляет им ... (Пилот)
Как воздушная принцесса,
В форме лётной ... (Стюардесса)
Вот уж мал костюмчик мой,
Новый мне сошьёт ... (Портной)
Лесов строительных он житель,
Возводит нам дома ... (Строитель)
Поезд длинный голосист,
Дал сигнал нам ... (Машинист)
Под оркестр поёт наш хор,
Впереди нас - ... (Дирижёр)
Струны гитары, терпенье, талант
Плюс вдохновенье равно ... (Музыкант)
Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ... (Певец)
Что побоится сделать актёр,
Выполнит смело в кино ...(Каскадёр)
Натянутый холст, краски, треножник -
Пишет с натуры картину ...(Художник)
Почерком быстрым исписан весь лист -
Очерк в газету строчит ... (Журналист)
Сапогам хромым помощник,
Каблуки прибьёт ... (Сапожник)
Победит огонь коварный
Тот, кого зовут ...(Пожарный)
Секунды зря не тратили,
Детей спасли ... (Спасатели)
К телевизору запчасти
Подберёт нам ... (Телемастер.)
Груши, яблони, крыжовник
Посадил весной ... (Садовник.)
Ведущая: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.
Для людей многих профессий придумали специальную форменную одежду. Назовите такие профессии.
Дети: (отвечают) Врачи, стюардессы, милиционеры, пожарные и т.д.
Ведущая: Для каких профессий очень важным является такое качество человека как внимание?
Дети: (отвечают) Водители, пилоты, врачи, ученые.
Ведущая: А вы внимательны? Давайте сейчас это проверим. Поиграем в игру, которая называется « Цветы, деревья, кусты». Я называю дерево, цветок или кустарник. Если назван цветок, надо всем присесть, кустарник – положить руки на плечи , дерево - подняться на носочки и хлопнуть в ладоши.
Ведущая называет в различном порядке названия деревьев, цветов, кустов. Дети должны точно выполнить задание.
- Гвоздика , рябина, малина, тюльпан, роза, дуб, шиповник, сосна, клен, василек, одуванчик, смородина, ромашка, тополь, береза, жасмин, осина…
Ведущий: Об этих профессиях вы, наверняка уже слышали. А вот существуют такие редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете.
В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. В Антарктиде рядом с аэродромами, где летают самолеты-вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину. После каждого взлета или посадки переворачиватель пингвинов ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на лапы.
В штатном расписании транспортной службы есть должность «усотёра». Человек, занимающий ее, обязан стирать пририсованные усы с лиц, изображенных на плакатах и рекламных объявлениях. Работы хватает: специалист занят полную рабочую неделю, по 8 часов в день.
Дидактическая игра «Назови профессию»
Ведущий: Сейчас я буду произносить фразы соответствующим тоном, которое принадлежит, определенной профессии вы должны догадаться обладатель какой профессии так говорит:
- Московское время десять часов пятнадцать минут…
- Принести вам чаю…
- Откройте рот и скажите «А – а – а…»
- Мороженное… сливочное, шоколадное…
- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.
- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Комсомольская»
- тема сегодняшнего урока: «Имя прилагательное»
Ведущая: Мы познакомились с вами с разными профессиями, поговорили о том, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. А какие еще пословицы и поговорки вы знаете о труде?
(Ребята вспоминают пословицы и поговорки, например: « Хочешь есть калачи – не лежи на печи»; «Труд кормит, а лень портит»; «Дело мастера боится»; «Терпенье и труд – все перетрут»; «Кто работы не боится, у того она и спорится»; «Люби дело – мастером будешь»).
Ведущая: Вот такой полезный разговор получился у нас с вами, друзья! Помните о нем, помните, что только трудолюбивые люди в почете всегда и везде. Помогайте своим родителям и учителям, готовьтесь заранее к будущей профессии и тогда из вас выйдут отличные специалисты, настоящие мастера своего дела! А если вы будете очень стараться, то все у вас непременно получится. Стоит только захотеть – всему научишься. А кем стать, я думаю, что вы очень скоро решите сами. Все работы хороши – выбирай на вкус!
Правовой ринг «Мои права и обязанности»
Цель: расширить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.
Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.
Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.
Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.
Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.
Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха — цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси — лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».
Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?
Дети: «Конвенция о правах ребёнка».
С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).
В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.
Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».
Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».
Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.
Жюри просим занять свои места.
А теперь прошу команды занять свои места.
I – команда: «Солнышко».
Почему вы выбрали себе такое название?
«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».
Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».
Кто у вас капитан? (Ответы детей).
II – команда: «Капелька».
А вы, почему выбрали такое название?
«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».
Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».
А у вас кто капитан?
Итак, приступаем к выполнению заданий.
I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».
Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.
а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).
г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).
С этим заданием команды справились.
II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).
У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.
а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».
б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?
Достаю и показываю «сердечко».
Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).
Что значит забота? Кто заботится о вас?
За правильный ответ команде «сердечко».
в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?
За правильный ответ команде «сердечко».
г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).
За правильный ответ команде «сердечко».
III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).
Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»
Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).
Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.
Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).
IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».
Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.
Какое право нарушено дети говорят устно.
«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.
Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».
Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.
Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.
V задание. Наши обязанности.
Дети с помощью дневника повторяют обязанности человека и объясняют их важность.