Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Внимание! Важные изменения при добавлении учащихся

«Беларусь от А до Я»

Дата: 12 декабря 2016 в 19:31

Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у младших школьников.

Задачи:

- создать условия для восприятия учащимися сведений о Беларуси;

- развивать эмоциональную сферу, речь, познавательную активность учащихся, интеллектуальные  способности;

- воспитывать  у младших школьников чувство патриотизма, любовь к родной стране, уважение и гордость за свой народ, его историю и культуру.

Оборудование: глобус, географическая карта, государственные символы РБ, карточки с заданиями.

Ход:

1. Организационный момент.

    Каждый день, всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Смело, четко говорим

    И тихонечко сидим.

2. Сообщение темы и цели.

- Ребята, сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните,  кого или что мы можем назвать родным? (Предполагаемые ответы учащихся: мама, папа, брат, сестра, дом, школа, город…).

 - Замечательно подобрали! Давайте послушаем, как это слово может звучать в стихотворении:

На свете много разных стран,

Но есть одна страна —

Ее мы Родиной зовем,

А Родина — одна.

 Что такое Родина?

 Как вы относитесь к своему дому?

 Как называется наша страна?

 Какой бы вы хотели ее всегда видеть?                   

-  Послушаем стихотворение Татьяны Боковой «Родина»:

 Родина слово большое, большое!

 Пусть не бывает на свете чудес,

 Если сказать это слово с душою,

 Глубже морей оно, выше небес!

 В нем умещается ровно полмира:

 Мама и папа, соседи, друзья.

 Город родимый, родная квартира,

 Бабушка, школа, котенок … и я.

 Зайчик солнечный в ладошке,

 Куст сирени за окошком

 И на щечке родинка –

 Это тоже Родина.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по просторам нашей республики.

В поезд можете садиться.

Этот поезд быстро мчится.

От границы до границы,

По полям до синих рек, озер

На зеленый семафор…

 3. Беседа «Наша Родина – Беларусь».

- На планете Земля очень много стран. (Показ на глобусе.) Но одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. Говорят, что своё имя она получила за характер окружающей природы, за большое количество снега, что выпадает зимой, благодаря белому цвету, который преобладает в одежде людей.

- Какое имя у этой страны? (Ответы учащихся)

- Это Беларусь – имя нашей Родины, где мы родились, живём, учимся.

- Ребята, посмотрите, это карта нашей республики. (Показ карты Республики Беларусь.) Вот какая красивая наша Родина. На сколько частей разделена наша республика? (6 частей.)

- Как называются эти части? (Области.)

- В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём областные центры и области. (Учащиеся называют.)

- Какой город главный среди городов? (Минск.)

- Как его можно назвать ещё? (Столица.)

- Посмотрите, я провожу по контуру государственной территории Республики Беларусь. (Карта на доске.) На что похожа наша страна? (На кленовый лист.)

- Кто соседи нашей страны? Сколько их? (Ответы учащихся.)

- По названию страны легко понять, кто в ней живёт. В Литве – литовцы, в Польше – поляки, а в Беларуси? (Ответы учащихся.)

4. Игра «Карта Беларуси» (работа в группах).

        - Какую птицу называют «птицей мудрости»? (Сову.)

- Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас задание. Она хочет проверить, умеете ли вы работать дружно и знаете ли вы города нашей страны. Перед вами листочки. Что на них изображено? (Карта РБ; на маленьких листочках записаны названия областных городов.)

- Распределите города и приклейте в соответствующие области на карте.

·                       Взаимопроверка групп.

5. Беседа «Символы Республики Беларусь».

- На земном шаре, ребята, много государств, и каждое из них имеет свои знаки отличия – символы. Какие государственные символы есть в Республике Беларусь? (Ответы учащихся.)

- Правильно, государственный герб, государственный гимн, государственный флаг. Их уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину.

- Рассмотрим государственный герб РБ. Расскажите, что вы видите. Представьте, что вы смотрите в подзорную трубу. Называйте «Я вижу…»:

·                       Я вижу колосья.

·                       Я вижу красную звезду.

·                       Я вижу кленовый листок – контур нашей республики.

·                       Я вижу красные цветки клевера.

·                       Я нашёл голубые цветки льна.

·                       В середине находится земной шар.

·                       Я вижу лучи солнца.

·                       Внизу красно-зелёная лента.

·                       Я вижу буквы «Рэспубліка Беларусь”.

- Каждый элемент содержит важные сведения о Беларуси и белорусском народе. Венок из колосьев, переплетённый с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна, - символ памяти и связи с предками. Венок издревле использовался народами как награда победителю.

Клевер – символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он лучший корм.

Лён – прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна изготавливали красивые и прочные ткани. Лён – символ труда, знак добра и достатка.

В золотых лучах восходящего солнца изображён земной шар. Земной шар – это знак того, что РБ относится ко всем народам земли как к друзьям, готова с ними дружить и сотрудничать.

Земля и Солнце – знак жизни.

Пятиконечная красная звезда – символ человека и человечества, знак мужества. Знаете ли вы, когда приходилось белорусскому народу проявлять мужество? (Ответы учащихся.) Во время многочисленных войн с различными чужеземными захватчиками.

Венок из колосьев перевит красно-зелёной лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета – “Рэспубліка Беларусь”.

Таким образом, герб нашей страны – яркая и запоминающаяся “книга”.

Игра “Знаете ли вы герб своей страны?”

- Ребята, Мудрая Сова хочет проверить, запомнили ли вы герб РБ? Сова будет вам задавать вопросы, а вы, отвечать на них. Готовы показать свои знания Сове?

- Какого цвета цветки льна? (Голубого цвета.)

- Что находится на самом верху герба? (Пятиконечная красная звезда.)

- Солнце или его лучи нарисованы на силуэте карты?

- Колосья размещены с одной стороны или с двух? (С двух.)

- По сколько колосьев с каждой стороны?

- Молодцы, ребята! Мудрая Сова гордится, что в Республике Беларусь учатся такие умные граждане.

Беседа о государственном флаге РБ.

- Ребята, что мы можем увидеть в праздничные дни на зданиях? (Флаг РБ.)

- Да, это флаги. В разных странах они разные, но флаг нашей страны вы должны легко отличать от других.

- Сколько цветов имеет белорусский флаг? (Три цвета.)

- Каждый цвет имеет значение. Красный цвет связан с борьбой за свободу и независимость. Это знак победы и счастливой жизни. Кроме того, красный цвет – символ солнца.

- Что вам напоминает зелёный цвет? (Ответы учащихся.)

- Зелёный цвет – символ природы, зелёной растительности полей, лесов, лугов.

Белый цвет – цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.

-  Что ещё можно увидеть на флаге РБ?

-  Флаг РБ имеет ещё одну важную деталь – красный орнамент на белорусском фоне. В его основе народный узор.

-  В нашей стране День государственного герба и государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.

Беседа о государственном гимне РБ.

- Какое главное музыкальное произведение страны мы слушали на торжественной линейке? (Гимн РБ.)

-  Как нужно слушать гимн? (Стоя. Этим мы выражаем уважение к Родине.)

-  Когда мы можем услышать гимн РБ? (На Олимпийских играх в честь победителя, на торжественных мероприятиях и др.)

6. Физкультминутка.

Я человек (показываем рукой на себя),

всегда готов стать рядом (шаг в сторону),

иль чуть впереди (шаг вперёд),

протянуть руку помощи (протягиваем руку вперёд),

легко нагнуться к малому или слабому (наклоняемся вниз),

подставить плечо под груз тревог и забот (поднимаем плечи),

обернуться к отставшим (поворот назад),

перепрыгнуть через усталость и боль (прыжок вперёд),

подняться после неудачи (приседаем и встаём),

пронести через всю жизнь дружбу и любовь (обнимаем себя),

бороться с собственной ленью (боксируем),

дотянуться до мечты (тянемся вверх),

глубоко вздохнуть по несбывшемуся (вздыхаем),

и повторить комплекс сначала до победы (поднимаем руку вверх). 

7. Беседа о столице РБ.

Игра “Расшифруй слово” (работа в парах).

- Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас ещё очень интересное задание. Если вы расшифруете слово, а для этого нужно соединить числа в порядке возрастания, то узнаете название одного из самых красивых городов нашей родины.

МИНСК

- Молодцы, ребята, вы снова порадовали Мудрую Сову. Какое звание носит Минск? (Город-герой.)

- Как вы думаете, за какие заслуги? (За мужество жителей города в годы войны.)

- В нашей стране много городов, больших и маленьких, но есть один – самый большой и главный город. Это – Минск. В Минске работает Президент страны и Правительство.

В Минске много красивых мест (архитектурных сооружений): Привокзальная площадь, Дом Правительства, Дворец Республики, цирк, Минск-Арена.

Национальная библиотека РБ является одной из самых больших в мире. Библиотека имеет книгохранилище, много читальных залов, культурных центров.

Минск-Арена представляет собой спортивно-развлекательный комплекс.

В Минске есть подземная дорога – метро.

Минск – один из самых красивых городов Европы.

Минск был полностью разрушен в годы войны.

А сегодня Минск – современный город с широкими проспектами, зелёными улицами, новыми высокими зданиями.

8. Беседа “Промышленность Беларуси”.

- Белорусский народ – трудолюбивый народ. На фабриках и заводах нашей страны работают настоящие мастера своего дела. Они прославляют Беларусь своей работой. Продукция, которая вырабатывается на наших предприятиях, ценится далеко за пределами территории нашей страны. (В России, Китае, Украине и др.) Какую продукцию выпускают фабрики, заводы нашей страны? (Тракторы “Беларусь”, самосвалы, комбайны “Белаз”, МАЗ-автобусы, трамваи, троллейбусы, телевизоры “Горизонт”, холодильники “Атлант”, одежда “Элема”, сладости “Комунарка”, “Спартак”, велосипеды, часы “Луч”.)

Для того, чтобы получились хорошие тракторы, холодильники, часы, телевизоры, нужно много и добросовестно работать.

Загадки.

- Отгадайте загадки и узнаете продукцию белорусских предприятий.

Они стоят,

Они идут,

Они спешат,

И отстают,

И говорят

За шагом шаг

То “тик”, то “так”,

То “тик”, то “так”,

Хотя ни языка, ни ног

Найти бы ты у них не смог.

Они нужны не для красы –

Диктуют время нам…(Часы.) 

В этом белом сундучище

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище – холодище.(Холодильник.) 

Чудо-ящик –

В нём окно.

В том окошечке –

Кино. (Телевизор.) 

Что за чудо – синий дом!

И детишек много в нём.

Носит обувь из резины.

И питается бензином!

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.(Автобус.)

Для уборки урожая

На поля я выезжаю.

И за несколько машин

Там работаю один.(Комбайн.)

Два солнца, два круга

Догоняют друг друга.

А я – наверху,

Согнулся в дугу.

Согнулся в дугу –

Сижу и бегу.(Велосипед.) 

На водопой не хожу,

Овса не прошу,

Коли хочешь, попашу,

Коли хочешь, помолчу.(Трактор.) 

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.(Троллейбус.)

9. Подведение итогов.

- Вот и закончилось наше путешествие по просторам Родины.

- Понравилось оно вам?

- Узнали ли вы что-нибудь новое?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Куда бы вам еще хотелось совершить путешествие?

10. Рефлексия.

- Продолжите фразу “Я горжусь своей Родиной, потому что …”.

- Вы молодцы, ребята, настоящие путешественники: находчивые,

сообразительные. Любите и берегите свою Родину — Беларусь, ведь вы – ее будущее, и я уверена – достойное будущее.

                                                                                            Подготовила воспитатель ГПД

                                                                                           Криштопова Оксана Михайловна

                                                            

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.