Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у младших школьников.
Задачи:
- создать условия для восприятия учащимися сведений о Беларуси;
- развивать эмоциональную сферу, речь, познавательную активность учащихся, интеллектуальные способности;
- воспитывать у младших школьников чувство патриотизма, любовь к родной стране, уважение и гордость за свой народ, его историю и культуру.
Оборудование: глобус, географическая карта, государственные символы РБ, карточки с заданиями.
Ход:
1. Организационный момент.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Сообщение темы и цели.
- Ребята, сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным? (Предполагаемые ответы учащихся: мама, папа, брат, сестра, дом, школа, город…).
- Замечательно подобрали! Давайте послушаем, как это слово может звучать в стихотворении:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна —
Ее мы Родиной зовем,
А Родина — одна.
Что такое Родина?
Как вы относитесь к своему дому?
Как называется наша страна?
Какой бы вы хотели ее всегда видеть?
- Послушаем стихотворение Татьяны Боковой «Родина»:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по просторам нашей республики.
В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы,
По полям до синих рек, озер
На зеленый семафор…
3. Беседа «Наша Родина – Беларусь».
- На планете Земля очень много стран. (Показ на глобусе.) Но одна из них особенная. У этой страны красивое и светлое имя. Говорят, что своё имя она получила за характер окружающей природы, за большое количество снега, что выпадает зимой, благодаря белому цвету, который преобладает в одежде людей.
- Какое имя у этой страны? (Ответы учащихся)
- Это Беларусь – имя нашей Родины, где мы родились, живём, учимся.
- Ребята, посмотрите, это карта нашей республики. (Показ карты Республики Беларусь.) Вот какая красивая наша Родина. На сколько частей разделена наша республика? (6 частей.)
- Как называются эти части? (Области.)
- В каждой области есть главный областной город. Давайте назовём областные центры и области. (Учащиеся называют.)
- Какой город главный среди городов? (Минск.)
- Как его можно назвать ещё? (Столица.)
- Посмотрите, я провожу по контуру государственной территории Республики Беларусь. (Карта на доске.) На что похожа наша страна? (На кленовый лист.)
- Кто соседи нашей страны? Сколько их? (Ответы учащихся.)
- По названию страны легко понять, кто в ней живёт. В Литве – литовцы, в Польше – поляки, а в Беларуси? (Ответы учащихся.)
4. Игра «Карта Беларуси» (работа в группах).
- Какую птицу называют «птицей мудрости»? (Сову.)
- Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас задание. Она хочет проверить, умеете ли вы работать дружно и знаете ли вы города нашей страны. Перед вами листочки. Что на них изображено? (Карта РБ; на маленьких листочках записаны названия областных городов.)
- Распределите города и приклейте в соответствующие области на карте.
· Взаимопроверка групп.
5. Беседа «Символы Республики Беларусь».
- На земном шаре, ребята, много государств, и каждое из них имеет свои знаки отличия – символы. Какие государственные символы есть в Республике Беларусь? (Ответы учащихся.)
- Правильно, государственный герб, государственный гимн, государственный флаг. Их уважают белорусы как родной язык, родной дом, родную культуру, потому что они символизируют для каждого человека Родину.
- Рассмотрим государственный герб РБ. Расскажите, что вы видите. Представьте, что вы смотрите в подзорную трубу. Называйте «Я вижу…»:
· Я вижу колосья.
· Я вижу красную звезду.
· Я вижу кленовый листок – контур нашей республики.
· Я вижу красные цветки клевера.
· Я нашёл голубые цветки льна.
· В середине находится земной шар.
· Я вижу лучи солнца.
· Внизу красно-зелёная лента.
· Я вижу буквы «Рэспубліка Беларусь”.
- Каждый элемент содержит важные сведения о Беларуси и белорусском народе. Венок из колосьев, переплетённый с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна, - символ памяти и связи с предками. Венок издревле использовался народами как награда победителю.
Клевер – символ связи с миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он лучший корм.
Лён – прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна изготавливали красивые и прочные ткани. Лён – символ труда, знак добра и достатка.
В золотых лучах восходящего солнца изображён земной шар. Земной шар – это знак того, что РБ относится ко всем народам земли как к друзьям, готова с ними дружить и сотрудничать.
Земля и Солнце – знак жизни.
Пятиконечная красная звезда – символ человека и человечества, знак мужества. Знаете ли вы, когда приходилось белорусскому народу проявлять мужество? (Ответы учащихся.) Во время многочисленных войн с различными чужеземными захватчиками.
Венок из колосьев перевит красно-зелёной лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета – “Рэспубліка Беларусь”.
Таким образом, герб нашей страны – яркая и запоминающаяся “книга”.
Игра “Знаете ли вы герб своей страны?”
- Ребята, Мудрая Сова хочет проверить, запомнили ли вы герб РБ? Сова будет вам задавать вопросы, а вы, отвечать на них. Готовы показать свои знания Сове?
- Какого цвета цветки льна? (Голубого цвета.)
- Что находится на самом верху герба? (Пятиконечная красная звезда.)
- Солнце или его лучи нарисованы на силуэте карты?
- Колосья размещены с одной стороны или с двух? (С двух.)
- По сколько колосьев с каждой стороны?
- Молодцы, ребята! Мудрая Сова гордится, что в Республике Беларусь учатся такие умные граждане.
Беседа о государственном флаге РБ.
- Ребята, что мы можем увидеть в праздничные дни на зданиях? (Флаг РБ.)
- Да, это флаги. В разных странах они разные, но флаг нашей страны вы должны легко отличать от других.
- Сколько цветов имеет белорусский флаг? (Три цвета.)
- Каждый цвет имеет значение. Красный цвет связан с борьбой за свободу и независимость. Это знак победы и счастливой жизни. Кроме того, красный цвет – символ солнца.
- Что вам напоминает зелёный цвет? (Ответы учащихся.)
- Зелёный цвет – символ природы, зелёной растительности полей, лесов, лугов.
Белый цвет – цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.
- Что ещё можно увидеть на флаге РБ?
- Флаг РБ имеет ещё одну важную деталь – красный орнамент на белорусском фоне. В его основе народный узор.
- В нашей стране День государственного герба и государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.
Беседа о государственном гимне РБ.
- Какое главное музыкальное произведение страны мы слушали на торжественной линейке? (Гимн РБ.)
- Как нужно слушать гимн? (Стоя. Этим мы выражаем уважение к Родине.)
- Когда мы можем услышать гимн РБ? (На Олимпийских играх в честь победителя, на торжественных мероприятиях и др.)
6. Физкультминутка.
Я человек (показываем рукой на себя),
всегда готов стать рядом (шаг в сторону),
иль чуть впереди (шаг вперёд),
протянуть руку помощи (протягиваем руку вперёд),
легко нагнуться к малому или слабому (наклоняемся вниз),
подставить плечо под груз тревог и забот (поднимаем плечи),
обернуться к отставшим (поворот назад),
перепрыгнуть через усталость и боль (прыжок вперёд),
подняться после неудачи (приседаем и встаём),
пронести через всю жизнь дружбу и любовь (обнимаем себя),
бороться с собственной ленью (боксируем),
дотянуться до мечты (тянемся вверх),
глубоко вздохнуть по несбывшемуся (вздыхаем),
и повторить комплекс сначала до победы (поднимаем руку вверх).
7. Беседа о столице РБ.
Игра “Расшифруй слово” (работа в парах).
- Ребята, Мудрая Сова подготовила для вас ещё очень интересное задание. Если вы расшифруете слово, а для этого нужно соединить числа в порядке возрастания, то узнаете название одного из самых красивых городов нашей родины.
МИНСК
- Молодцы, ребята, вы снова порадовали Мудрую Сову. Какое звание носит Минск? (Город-герой.)
- Как вы думаете, за какие заслуги? (За мужество жителей города в годы войны.)
- В нашей стране много городов, больших и маленьких, но есть один – самый большой и главный город. Это – Минск. В Минске работает Президент страны и Правительство.
В Минске много красивых мест (архитектурных сооружений): Привокзальная площадь, Дом Правительства, Дворец Республики, цирк, Минск-Арена.
Национальная библиотека РБ является одной из самых больших в мире. Библиотека имеет книгохранилище, много читальных залов, культурных центров.
Минск-Арена представляет собой спортивно-развлекательный комплекс.
В Минске есть подземная дорога – метро.
Минск – один из самых красивых городов Европы.
Минск был полностью разрушен в годы войны.
А сегодня Минск – современный город с широкими проспектами, зелёными улицами, новыми высокими зданиями.
8. Беседа “Промышленность Беларуси”.
- Белорусский народ – трудолюбивый народ. На фабриках и заводах нашей страны работают настоящие мастера своего дела. Они прославляют Беларусь своей работой. Продукция, которая вырабатывается на наших предприятиях, ценится далеко за пределами территории нашей страны. (В России, Китае, Украине и др.) Какую продукцию выпускают фабрики, заводы нашей страны? (Тракторы “Беларусь”, самосвалы, комбайны “Белаз”, МАЗ-автобусы, трамваи, троллейбусы, телевизоры “Горизонт”, холодильники “Атлант”, одежда “Элема”, сладости “Комунарка”, “Спартак”, велосипеды, часы “Луч”.)
Для того, чтобы получились хорошие тракторы, холодильники, часы, телевизоры, нужно много и добросовестно работать.
Загадки.
- Отгадайте загадки и узнаете продукцию белорусских предприятий.
Они стоят,
Они идут,
Они спешат,
И отстают,
И говорят
За шагом шаг
То “тик”, то “так”,
То “тик”, то “так”,
Хотя ни языка, ни ног
Найти бы ты у них не смог.
Они нужны не для красы –
Диктуют время нам…(Часы.)
В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище – холодище.(Холодильник.)
Чудо-ящик –
В нём окно.
В том окошечке –
Кино. (Телевизор.)
Что за чудо – синий дом!
И детишек много в нём.
Носит обувь из резины.
И питается бензином!
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.(Автобус.)
Для уборки урожая
На поля я выезжаю.
И за несколько машин
Там работаю один.(Комбайн.)
Два солнца, два круга
Догоняют друг друга.
А я – наверху,
Согнулся в дугу.
Согнулся в дугу –
Сижу и бегу.(Велосипед.)
На водопой не хожу,
Овса не прошу,
Коли хочешь, попашу,
Коли хочешь, помолчу.(Трактор.)
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.(Троллейбус.)
9. Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше путешествие по просторам Родины.
- Понравилось оно вам?
- Узнали ли вы что-нибудь новое?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Куда бы вам еще хотелось совершить путешествие?
10. Рефлексия.
- Продолжите фразу “Я горжусь своей Родиной, потому что …”.
- Вы молодцы, ребята, настоящие путешественники: находчивые,
сообразительные. Любите и берегите свою Родину — Беларусь, ведь вы – ее будущее, и я уверена – достойное будущее.
Подготовила воспитатель ГПД
Криштопова Оксана Михайловна