Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дата: 11 января в 13:34, Обновлено 12 января в 00:19

     

 Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:

  • абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
  • относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
  • псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

  1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
    • цель и содержание образования;
    • технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
    • формы организации обучения и воспитания;
    • система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
    • образовательная экология.
  2. По способу возникновения и протекания инноваций:
    • систематические, планомерные;
    • стихийные.
  3. По глубине и ширине осуществления инноваций:
    • массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
    • частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
  4. По характеру происхождения:
    • внешние;
    • внутренние.
  5. По признакам масштабности:
    • частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
    • модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
    • системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

  1. Возникновение или зарождение идеи нового.
  2. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
  3. Разработка путей реализации цели и проектирование.
  4. Реализация проекта.
  5. Распространение новой практики.
  6. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция творческого руководителя, педагога;
  • опыт, рожденный в данной школе;
  • педагогический опыт, рожденный в других школах;
  • директивы и нормативные документы; .
  • мнение потребителя образовательных услуг;
  • потребности педагогического коллектива работать по-новому;
  • потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
  • достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

     Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:

  • абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
  • относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
  • псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:

  • цель и содержание образования;
  • технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
  • формы организации обучения и воспитания;
  • система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
  • образовательная экология.

По способу возникновения и протекания инноваций:

  • систематические, планомерные;
  • стихийные.

По глубине и ширине осуществления инноваций:

  • массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
  • частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.

По характеру происхождения:

  • внешние;
  • внутренние.

По признакам масштабности:

  • частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
  • модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
  • системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

  • Возникновение или зарождение идеи нового.
  • Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
  • Разработка путей реализации цели и проектирование.
  • Реализация проекта.
  • Распространение новой практики.
  • Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция творческого руководителя, педагога;
  • опыт, рожденный в данной школе;
  • педагогический опыт, рожденный в других школах;
  • директивы и нормативные документы; .
  • мнение потребителя образовательных услуг;
  • потребности педагогического коллектива работать по-новому;
  • потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
  • достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

          Наша школа, как и многие другие, ищет различные пути, одним из которых является инновационная деятельность. Инновационную деятельность школы можно определить, как целенаправленное преобразование коллективом педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов обучения. Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений – это деятельность по развитию самой школы. 

         Инновационное пространство является одним из важнейших элементов в системе развития образования и обеспечивает системность работы ОУ, повышает качество и эффективность образовательной деятельности.

         Работа в инновационном режиме требует от педагогов активного включения в творческий процесс, освоения и внедрения в практику инновационных стратегий.

         С другой стороны, более конкретно оцениваются  результаты инновационной деятельности, четко осознается место школы в образовательном инновационном пространстве.

         В связи с этим в области инновационной деятельности перед нашей школой  стоят следующие задачи:

    - продвижение освоенных образовательных инноваций

    -расширение сферы внедрения и распространения результатов инновационной деятельности

    - создание механизма измерения результативности инноваций

    - обеспечение трансляции результатов инновационной деятельности

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.