Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:
- абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
- относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
- псевдоновизну (видимость новизны).
Существуют различные основания для классификации инноваций:
- По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
- цель и содержание образования;
- технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
- формы организации обучения и воспитания;
- система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
- образовательная экология.
- По способу возникновения и протекания инноваций:
- систематические, планомерные;
- стихийные.
- По глубине и ширине осуществления инноваций:
- массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
- частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
- По характеру происхождения:
- внешние;
- внутренние.
- По признакам масштабности:
- частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
- модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
- системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).
В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:
- Возникновение или зарождение идеи нового.
- Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
- Разработка путей реализации цели и проектирование.
- Реализация проекта.
- Распространение новой практики.
- Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рожденный в данной школе;
- педагогический опыт, рожденный в других школах;
- директивы и нормативные документы; .
- мнение потребителя образовательных услуг;
- потребности педагогического коллектива работать по-новому;
- потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
- достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:
- абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
- относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
- псевдоновизну (видимость новизны).
Существуют различные основания для классификации инноваций:
По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:
- цель и содержание образования;
- технологии, методы, средства организации педагогического процесса;
- формы организации обучения и воспитания;
- система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);
- образовательная экология.
По способу возникновения и протекания инноваций:
- систематические, планомерные;
- стихийные.
По глубине и ширине осуществления инноваций:
- массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;
- частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.
По характеру происхождения:
- внешние;
- внутренние.
По признакам масштабности:
- частные (локальные и единичные, не связанные между собой);
- модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);
- системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).
В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:
- Возникновение или зарождение идеи нового.
- Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
- Разработка путей реализации цели и проектирование.
- Реализация проекта.
- Распространение новой практики.
- Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рожденный в данной школе;
- педагогический опыт, рожденный в других школах;
- директивы и нормативные документы; .
- мнение потребителя образовательных услуг;
- потребности педагогического коллектива работать по-новому;
- потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;
- достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
Наша школа, как и многие другие, ищет различные пути, одним из которых является инновационная деятельность. Инновационную деятельность школы можно определить, как целенаправленное преобразование коллективом педагогической системы с целью улучшения ее способности достигать качественно более высоких результатов обучения. Неоспоримо то, что деятельность по внедрению различных образовательных изменений – это деятельность по развитию самой школы.
Инновационное пространство является одним из важнейших элементов в системе развития образования и обеспечивает системность работы ОУ, повышает качество и эффективность образовательной деятельности.
Работа в инновационном режиме требует от педагогов активного включения в творческий процесс, освоения и внедрения в практику инновационных стратегий.
С другой стороны, более конкретно оцениваются результаты инновационной деятельности, четко осознается место школы в образовательном инновационном пространстве.
В связи с этим в области инновационной деятельности перед нашей школой стоят следующие задачи:
- продвижение освоенных образовательных инноваций
-расширение сферы внедрения и распространения результатов инновационной деятельности
- создание механизма измерения результативности инноваций
- обеспечение трансляции результатов инновационной деятельности