Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ

Дата: 4 сентября 2015 в 12:43, Обновлено 26 октября 2015 в 15:44

 

«Работа с одарёнными детьми

в процессе изучения английского языка»

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А.Сухомлинский

    Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.  

   Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

   В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА говорится, что в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества - сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога. Вот я и пытаюсь на уроках английского языка строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.

   Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык. Исходя из этого стараюсь так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.

   Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Психолог Б.М. Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

   В сферу личностного развития одаренного ребенка входят характеристики:

Увлеченность содержанием задачи – это одна из ведущих характеристик одаренности. Деятельность выступает эффективным средством развития способностей, стимулируется интересом к ее содержанию.

Перфекционизм – это стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям; это упорное стремление переделывать работу до соответствия самым высоким стандартам.

Социальная автономность характеризуется степенью детской самостоятельности и независимости, готовность отстаивать свою точку зрения, стремление действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

Лидерство выражается в доминировании в межличностных отношениях, совместных делах, что дает опыт принятия решений. Ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя ответственность.

Соревновательность – это склонность к конкурентным формам взаимодействия. Она проявляется в склонности или нежелании участвовать в конкурентных формам взаимодействия.

Широта интересов – это разнообразные, устойчивые интересы ребенка, это основа многообразного опыта. Она проявляется в стремлении заниматься самыми разнообразными, не похожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в разных сферах.

   Для познавательной сферы одаренного ребенка свойственны следующие процессы:

Оригинальность мышления – это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых. Они проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (это рисунки, проекты, различные творческие работы, эссе и т.д.).

Гибкость мышления – это способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи; это умение находить альтернативное решение проблем, менять направление поиска решения проблемы.

Продуктивность (беглость мышления) – это способность к генерированию большого количества идей, разнообразные варианты решения проблем и продуктов деятельности (проекты, брошюры, рисунки, эссе).

Способность к анализу и синтезу. Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем, она может быть выявлена практически в любом виде деятельности.

  На мой взгляд, только высокопрофессиональный педагог может, имеет право работать с одаренными детьми. Поэтому, важным аспектом в  работе с одаренными детьми является самообразование и саморазвитие педагога. Помимо чтения методических журналов, использования различных технологий обучения стараюсь не пропускать различные семинары, конференций, тренинги.

   Работа с учащимися, которые интересуются иностранным языком и желающими знать и уметь больше, чем предусмотрено программой, велась мной постоянно. Исходя из задач, поставленных перед школой, пришла к необходимости  систематизировать работу с одаренными детьми, выстроить её на научной основе.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Смысл работы с одаренными учащимися:

- способствовать развитию каждой личности;

- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

- способствовать развитию общества в целом, поставив ему на службу ресурсы дарования.

   Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Большую роль в этом имеет школьный психолог, с которым работаю в постоянном контакте.  Стараюсь построить урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Все чаще применяю новые технологии, которые отвечают критериям личностно-ориентированного образования – т.е. в нашем случае – помогают работе с одаренными детьми.  В своей работе  использую метод проектов, развивающее, проблемное обучение, элементы технологии «развитие критического мышления», модульное обучение, разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, опережающие задания, творческие задания.

    Большое внимание уделяю учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Суть этой технологии в том, что на уроках ребята объединяются в небольшие группы по 3-4 человека, и им дается одно общее задание. При этом оговариваются роли каждого ученика в выполнении задания. Возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно – за результат всей группы. Поэтому сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Сильный ученик выполняет роль учителя: в процессе обсуждения исправляет ошибки, помогает понять прочитанное, грамматические структуры, усвоить лексику и т.д. То есть он обучает, но с другой стороны обучается сам; например, объясняя правило, он сам повторяет его, систематизирует. В то же время он приобретает очень ценные человеческие качества: готовность помочь, ответственность, толерантность.

   В работе с одаренными детьми использую интерактивную методику. Интерактивные технологии очень разнообразны. Из их многообразия  на своих уроках использую творческие задания и проекты. Творческие задания составляют основу любого интерактивного занятия. Они придают смысл обучению, мотивируют учащихся, Неизвестность ответа и возможность найти своё собственное правильное решение, основанное на своем личном опыте и опыте своего друга, дают возможность для развития сотрудничества всех участников образовательного процесса.

  Виды творческих заданий:

  Подготовка докладов;

  Написание эссе;

  Подготовка презентаций;

  Написание реферата;

  Литературные переводы;

  Создание стихотворений по образцу

  Иллюстрации текстов или стихотворений;

  Создание открыток к праздникам;

  Исполнение ролей;

  Подготовка проектов;

  Постановка спектаклей;

  Составление кроссвордов, ребусов, словарей.

  Для обеспечения максимальной информативности на своих уроках  широко использую дополнительную справочную литературу, комплекты дидактического материала, медиаресурсы,  систематизированный фонд контрольно-измерительных материалов и разработок по английскому языку. Мною разработан учебный пакет тематических контрольных работ для учащихся старших и средних классов.

   Ежегодно оформляю и обновляю информационные уголки для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА и в формате ЕГЭ. Данная форма работы оправдывает себя, так как ученик получает полную и достоверную информацию о структуре и требованиях, предъявляемых к экзаменам и о результатах ЕГЭ.  Для правильной организации научного труда школьников  в 2011 году составила  комплект памяток для учащихся «Как учить иностранный язык». В ней собраны рекомендации по организации работы над совершенствованием навыков по всем видам речевой деятельности.

   Мною разработаны и успешно внедряются в учебный процесс программы элективных курсов для учащихся старших классов « Основы переводческой деятельности», программа для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ

    Эффективность использования данных  программ  доказывают показатели олимпиад, возрастающий интерес к исследовательской и проектной   деятельности. Мои ученики  охотно участвуют в олимпиадах, успешно занимаются исследовательской деятельностью,   принимают участие в научно-практических конференциях школы и города, становясь победителями и призёрами.

  Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:

  • олимпиады (на 3-этапах)
  • интернет-олимпиады
  • конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе и слоганов, НИР)
  • фестивали
  • организация языковых лагерей
  • создание профильных групп и классов
  • сотрудничество с вузами.
  • творческие мастерские;
  • групповые занятия  с сильными учащимися;
  • кружковая работа;
  • интеллектуальный марафон;
  • научно-практические конференции;
  • работа по индивидуальным планам;
  • участие в международном конкурсе «Британский Бульдог»
  • региональные конкурсы

 

Традиционным для нашей школы является проведение предметной  недели иностранных языков.  Вместе с обучающимися, мы выпускаем тематические электронные и стенные газеты, участвуем в конкурсах на чтение и лучший литературный перевод английских  стихотворений, викторинах, посвященных страноведению или значимым датам англо-русских отношений, организуем концерты для младших классов и родителей. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.

 

Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников  представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Исследовательская  работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

  • развивает у школьников творческие способности и вырабатывает  у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);
  • формирует аналитическое  и критическое мышление  в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • воспитывает  целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
  • благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Важно не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах, участие в конкурсах). Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми приносит свои  результаты.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми , нужно отметить три основных момента, которые кажутся очень важными.

1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и моя задача как учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие. Но при этом самое главное - не подавить в ребенке его индивидуальность, те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его другим.

2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.

3. Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий.

==============================================================================

                                     

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.