Химический турнир для 8-х классов
(сценарий проведения внеклассного мероприятия по химии)
Цель: выявление склонностей и способностей, расширение знаний и кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, самостоятельности и творческой активности.
Оборудование: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, растворы соли, кислоты и щелочи, песочные часы или секундомер, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Турнир проводится в виде соревнований двух команд, в зависимости от количества учеников в классе. Каждая команда выбирает себе капитана.
Перед началом турнира капитаны команд подходят к столу и выбирают по одной из трех пробирок с прозрачным раствором и с помощью индикатора определяют среду выбранного раствора. Если индикаторная бумага стала красной, то команда будет называться «Кислоты», если синей – «Основания».
Если нужно определить, какая команда начнет конкурс первой, жеребьевка проводится аналогичным способом, только пробирку выбирает зритель.
I тур. «Разминка»
Команды должны дать как можно больше правильных ответов. Право ответа у команды, первой поднявшей руку. За правильный ответ дается 1 балл.
- Название какого химического элемента состоит из названий двух животных? (Мышьяк).
- Из названия какого химического элемента выбросив первые две буквы, можно получить название реки? (Радон - Дон).
- Получите из названия пролива между Европой и Азией химический элемент пятой группы. (Босфор – фосфор).
- Выбросьте из названия полуводного млекопитающего семейства грызунов одну букву и получите название химического элемента третьей группы. (Бобр - бор).
- Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента первой группы. (Медведь – медь).
- Получите название химического элемента., убрав две буквы из названии корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом. (Титаник – титан).
- В названии какого галогена нужно изменить порядок букв, чтобы получить название геометрической фигуры? (Бром – ромб).
- В состав названия какого металла входит название дерева? (Никель).
- Какой газ утверждает, что он – это совсем не он? (Неон).
- Какой элемент всегда рад? (Радон).
- Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина).
- От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного и человека? (Серебро).
- Я – газ мельчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду. (Водород).
- По названью – инвалид, Но крепок в деле и на вид. (Хром.)
- Я – энергии источник. И сказать могу вам точно: если буквы переставить и в углу меня поставить, Буду стойко там стоять, Молча мусор собирать. (Уран - урна.)
- Какой химический элемент третьей группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева носит название соснового леса? (Бор).
- Название какого химического элемента напоминает о веселом зрелище? (цирконий)
- Иду на мелкую монету, в колоколах люблю звенеть, мне ставят памятник за это и называют меня — ... (медь).
- Прославлен всеми письменами, Металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил в мечтах о нем. Но как кумир он свержен нами, И блеск его не всех манит, Ведь хорошо мы знаем с вами, Не все то ценно, что блестит!
- В составе багровых рубинов,
В сапфировой сини огней,
В серой обыденной глине,
В виде наждачных камней. (3 балла)
Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал.
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный этот металл. (2 балла)
Он яркой звездой загорится,
Белый и легкий металл
В тринадцатой клетке таблицы
Почетное место занял. (1 балл)
(Алюминий.)
II тур. «Третий - лишний»
На листе пишем несколько строчек химических формул веществ. В каждой строчке по три формулы. Например:
Ва(ОH)<sub>2</sub>
NaCl
K<sub>2</sub>SO<sub>4</sub>
НNO<sub>3</sub>
HCl
Н<sub>2</sub>О
Na<sub>2</sub>SO<sub>4</sub>
H<sub>2</sub>SO<sub>4</sub>
BaCl<sub>2</sub>
Са(ОН)<sub>2</sub>
Al(OH)<sub>3</sub>
Al(NO<sub>3</sub>)<sub>3</sub>
Р<sub>2</sub>O<sub>5</sub>
SO<sub>2</sub>
MgO
H<sub>2</sub>S
H<sub>2</sub>O
CaO
Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Команда работает по принципу эстафеты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
III тур. «Кто быстрее?»
Приглашаются по одному участнику из команды. Пользуясь Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, один называет элемент, а другой – как можно быстрее должен назвать порядковый номер названного элемента. Затем игроки меняются местами.
Побеждает тот участник, который за минуту нашел больше порядковых номеров элементов, названных соперником. Победа – 2 балла.
IV тур. «Эстафета»
Каждая команда садится в ряд друг за другом, получает по листу бумаги, на котором по очереди будет записывать формулы солей и их названия. Последним садится капитан. Он может исправить ошибки товарищей по команде.
Задание учащимся: «Составить формулу соли (1-й ученик), дать название данной соли (2-й ученик)» и т.д. Листок с записью передается по ряду. Нельзя повторять формулы.
Последним пишет капитан, ему разрешается исправлять записи команды. За каждую правильную строчку команда получает один балл, и еще один балл команда получает за скорость выполнения задания.
Вопросы для зрителей
1. В названиях каких химических элементов входят названия животных? (Мышьяк, менделевий, вольфрам, цирконий).
2. Какие химические элементы названы в честь ученых?
(Самарий - В. М. Самарский; гадолиний - Ю. Гадолин; кюрий - Пьер и Мария Кюри; эйнштейний - А. Эйнштейн; фермий -Э. Ферми;менделевий -Д. И. Менделеев; лоуренсий - Э. Лоуренс; курчатовий - И. В. Курчатов; нильсборий - Нильс Бор.)
3. Назовите элементы, которые получили свои названия в честь стран или континентов.
(Скандий - Скандинавский полуостров; медь - остров Кипр; галлий- Галлия - латинское название Франции; рутений - Россия; гафний- старое название Копенгагена; тулий - древнее название Скандинавии; лютеций - древнее название Парижа; полоний - Польша; франций - Франция; америций - Америка; калифорний -штат Калифорния в США (названия этих химических элементов связаны с географией их открытия); Германий, Европий, Тулий)
4. Полагают, что в минувшие эпохи атмосфера Земли состояла, в основном, из углекислого газа. А сейчас 21% воздуха составляет кислород.
Как вы думаете, откуда он взялся?
(За счет фотосинтеза содержание О<sub>2</sub> в атмосфере постепенно уменьшилось)
V тур. «Крестики-нолики»
Правила игры – аналогичные, как и в обычной игре «Крестики-нолики». Выигрышный путь:
а) формулы оксидов б) значки элементов-неметаллов
HNO<sub>3</sub>
SO<sub>2</sub>
SO<sub>3</sub>
Be
N
Si
СО<sub>2</sub>
CuO
MgO
Al
Na
C
О<sub>2</sub>
NaOH
ZnSО<sub>4</sub>
Ge
Mg
Cl
Команда, первой правильно выполнившая задание, получает 2 балла.
VI тур. «Химическая дуэль»
(Конкурс капитанов)
В «Химической дуэли» участвуют капитаны команд и «секундант». Один из «дуэлянтов» должен высказать утверждение о свойствах, области применения вынесенного на обсуждение объекта (это также может быть формула вещества, процесс, реакция и другое). Его соперник должен уточнить приведенное положение либо привести другой факт по обсуждаемой теме. Так каждый из «дуэлянтов» по очереди дополняет предыдущего. «Секундант» отмечает на доске верные и неверные, по его мнению, высказывания. Если один из «дуэлянтов» ошибся, то следующий должен его исправить, прежде чем высказать свое утверждение. Если он этого не сделает, то вмешивается «секундант»; если же и он не знает правильного ответа, то слово предоставляется любому ученику. Выигрывает тот из учащихся, кто наберет большее количество верных ответов, а при их равенстве – тот, кто высказал последнее утверждение. Победа приносит 3 балла.
Задание: Выскажите утверждение о свойствах и области применения металлов.
VII тур. «Кто больше вспомнит слов»
Игра ориентирована на быстроту реакции (дается ограниченное время 5–7 минут).
Выбираем короткое слово, например «БРОМ». Каждую букву этого слова пишем в отдельный столбик таблицы. На каждую букву слова «БРОМ» вспоминаем и пишем химические термины. Игру можно усложнить, строго ограничивая слова тематикой.
Выигрывает команда, игроки которой больше и правильнее напишут химических терминов. Число набранных очков определяется тем, на сколько слов выигравшая команда опередила другую.
Образец результатов такой игры:
Б
Р
О
М
бензин
реактив
орбиталь
молекула
бериллий
резина
окисление
мышьяк
бензол
реакция
оксиды
марганец
бутан
радон
озон
металлы
бор
радий
основания
метан
VIII тур. «Гонка за лидером»
Начинает проигрывающая команда. Ведущий в течение 1 мин задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд: дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Вода в твердом состоянии. (Лед)
- Химически неделимая частица. (Атом)
- Название отрицательно заряженного иона. (Анион)
- Соли серной кислоты. (Сульфаты)
- Химическая реакция, при которой из простых веществ образуется одно сложное вещество. (Соединение)
- Произношение элемента «железо». (Феррум)
- Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород)
- Единица количества вещества. (Моль)
- Элементарная частица, не имеющая заряда. (Нейтрон)
- Оксид водорода. (Вода)
- Разновидности атомов с одинаковым зарядом ядра. (Изотопы)
- Вещества, в растворах которых лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты)
- Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (Серебро)
- Специально оборудованное помещение для проведения эксперимента и химического анализа веществ. (Лаборатория)
- Процесс распада электролитов на ионы в растворе. (Электролитическая диссоциация)
- Наука, изучающая вещества, их свойства и превращения. (Химия)
- Соли угольной кислоты. (Карбонаты)
- Запись химических реакций посредством химических знаков и формул. (Химические уравнения)
- Сложное вещество, имеющее в составе группу ОН. (Основание)
- Положительные ионы. (Катионы)
- Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ. (Разложения)
- Сумма всех степеней окисления в соединениях. (Ноль)
- Реакция, при которой поглощается теплота. (Эндотермическая)
- Растворы или расплавы, проводящие электрический ток. (Электролиты)
- Единственный жидкий металл. (Ртуть)
- Чему равен заряд ядра атома. (Порядковому номеру элемента)
- Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. (Оксиды)
- Реакция, при которой выделяется теплота. (Экзотермическая)
- Соли азотной кислоты. (Нитраты)
- Быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением теплоты и света. (Горение)
- Произношение элемента «серебро». (Аргентум)
- Положительно или отрицательно заряженная частица. (Ион)
- Самое распространенное вещество на земле. (Вода)
- Основной компонент воздуха. (Азот)
- Элементарная частица, имеющая положительный заряд. (Протон)
- Соли соляной кислоты. (Хлориды)
- Вода, очищенная от солей. (Дистиллированная)
- Каким химическим элементом богата морская капуста? (Йод)
- Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит. (Негашеная известь)
- Существование химического элемента в виде двух или более простых веществ. (Аллотропия)
- Способность атомов в соединении притягивать к себе электроны. (Электроотрицательность)
Побеждает команда, набравшая за игру большее количество баллов. Зрители выбирают лучшего игрока.
Краткое описание документа:
Представленное внеклассное мероприятие направлено на выявление склонностей и способностей, расширение знаний и кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету, самостоятельности и творческой активности. Турнир проводится в виде соревнований двух команд, в зависимости от количества учеников в классе.
Цель: выявление склонностей и способностей, расширение знаний и кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, самостоятельности и творческой активности.
Оборудование: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, растворы соли, кислоты и щелочи, песочные часы или секундомер, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.