Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Дата: 29 сентября 2017 в 11:22, Обновлено 17 октября 2017 в 12:29

Списки литературы, рекомендуемой Национальным институтом образования для чтения.

Списки литературы для 1 класса

Списки литературы для 2 класса

Списки литературы для 3 класса

Списки литературы для 4 класса

Списки литературы для 5 класса

Списки литературы для 6 класса

Списки литературы для 7 класса

Списки литературы для 8 класса

Списки литературы для 9 класса

Списки литературы для 10 класса

Списки литературы для 11 класса

 Где найти тексты?

Адреса бесплатных интернет-библиотек:

Knihi.com– одно из наиболее полных сетевых книгохранилищ Беларуси.

Lib.ru– библиотека Максима Мошкова, созданная еще в 1994 году.

books.google.com– проект компании google, направленный на оцифровку самых различных книг всех жанров и направлений. Содержит большое количество русскоязычных текстов.

Aldebaran.ru– одно из самых больших хранилищ развлекательной литературы. Там можно создавать свои списки книг и делиться рецензиями.

Thankyou.ru– хранилище книг и музыки на русском языке. В отличие от всех остальных библиотеку наполняют сами авторы.

ЧТО ЧИТАЕМ ЛЕТОМ!

Чтение книг положительно влияет на развитие детей. Увеличивается их словарный запас, повышается грамотность, а в результате – успеваемость. Развиваются мышление и речь, улучшаются память и внимание.

В разделе представлены списки произведений художественной литературы и фольклора, рекомендуемые для чтения летом.

Список произведений, рекомендованных для чтения детям от 1 года до 2 лет (по выбору родителей детей)
Список произведений, рекомендованных для чтения детей от 2 до 3 лет (по выбору родителей детей)
Список произведений, рекомендованных для чтения детей от 3 до 4 лет (по выбору родителей детей)
Список произведений, рекомендованных для чтения детей от 4 до 5 лет (по выбору родителей детей)
Список произведений, рекомендованных для чтения детей от 5 до 7 лет (по выбору родителей детей)

В разделе представлены списки литературы, рекомендуемой учащимся для чтения летом.

Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. II клас
Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. III клас
Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. IV клас
Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. V клас
Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. VI клас
Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. VII клас
Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. VIII клас
Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам.  IX клас
Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. X клас
Спіс твораў, рэкамендаваных для чытання летам. XI клас

  

Список

пособий по воспитательной работе, рекомендованных к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь»

1.  Буткевич, В. В. Мое Отечество: пособие для педагогов учреждений общ. сред, образования / В. В. Буткевич, О. В. Тол­качева. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 224 с.

В пособии раскрываются педагогические возможности фор­мирования гражданственности и патриотизма учащихся V клас­сов на факультативных занятиях «Мое Отечество». Пособие содержит программу факультативных занятий, методику их проведения, материалы к занятиям.

2.  Буткевич, В. В. Методика организации гражданского вос­питания учащихся: пособие для педагогов учреждений общ. сред, образования / В. В. Буткевич, О. В. Толкачева. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 224 с.

В пособии представлены анализ различных подходов к орга­низации процесса гражданского воспитания учащихся, мето­дические материалы. Материалы пособия позволяют совер­шенствовать методику организации гражданского воспитания учащихся в условиях учреждений образования.

3.  Минова, М. Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях: пособие для рук. учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, работников учреждений внешк. воспитания и обучения / М. Е. Минова. — Минск: Нац. ин-т образования, 2009. — 152 с.

Раскрыты теоретические и методические основы формиро­вания нравственных ценностей личности и коллектива в усло­виях детских и молодежных объединений. Содержит разнооб­разный методический и диагностический материал по реали­зации задач нравственного воспитания.

4.  Луговцова, Е. И. Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире: пособие для пед. работников общеобразоват. учреждений и учреждений внешк. воспитания и обучения / Е. И. Луговцова. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010.— 191с.

В пособии представлены данные современных исследований в области поликультурного образования, даются рекомендации по практической работе с ними, рассматриваются принципы, содержание и методы поликультурного воспитания. Предла­гаются основные подходы к организации системы поликуль­турного воспитания в школе, представлены методы работы по формированию межкультурной и межконфессиональной толе­рантности у обучающихся.

5.  Торхова, А. В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общебразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А. С. Чернявская. — Минск: Нац. ин-т образования, 2009. — 120 с.

В пособии раскрыты факторы возникновения противоправ­ного поведения учащихся, изложена теория предупреждения правонарушений школьников в учреждениях общего среднего образования, описывается специальная методика нравственно-­правового воспитания учащихся с противоправным опытом, приводятся методики, которые можно использовать в практи­ческой деятельности.

6.  Кабуш, В. Т. Гуманизация воспитательного процесса в со­временной школе: пособие для педагогов учреждений общ. сред, образования / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 184 с.

В пособии рассматриваются цели и задачи, содержание современного воспитания; методы, средства и технологии вос­питания, управления и самоуправления в системе гуманисти­ческого воспитания.

7.  Луговцова, Е. И. Психология формирования здорового об­раза жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ. сред, образования / Е. И. Лу­говцова. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 192 с.

В пособии рассматриваются психологические аспекты фор­мирования здорового образа жизни старшеклассников с уче­том современной социокультурной ситуации; предложены мо­дель формирования культуры здорового образа жизни и про­грамма практических занятий; представлены современные формы и методы работы в рамках данной тематики.

8.  Ковалевская, А. В. Психолого-педагогическая помощь де­тям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреж­дений / А. В. Ковалевская, 3. Н. Гончарик. — Минск: Зорны Верасок, 2011. — 271 с.

В пособии представлен опыт работы педагогов-психологов детского социального приюта

социально-педагогического цент­ра Центрального района г. Минска с детьми, имеющими нару­шения психологического здоровья вследствие семейного не­благополучия. Раскрыты формы психолого-педагогического со­провождения семей с проблемами алкоголизации и насилия в отношении детей. Рассмотрены вопросы организации работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей. Включены материалы для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, младшими школьниками, подростками и родителями из семей, находя­щихся в социально опасном положении.

9.          Катович, Н. К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для  педагогов учреждений общ. сред, обра­зования / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 208 с.

В пособии раскрываются основные подходы к организации взаимодействия школы и семьи. Описаны современные формы и методы работы с различными категориями семей, предла­гаются методы коррекции семейного воспитания.

10.          Подготовка учащихся к семейной жизни: пособие для педагогов учреждений общ. сред, образования / А. А. Аладьин [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 200 с.

В пособие включена учебная программа факультативных занятий для X (XI) классов учреждений общего среднего об­разования «Подготовка учащихся к семейной жизни». Опи­сываются подходы и требования к организации факультатив­ных занятий по данной программе, активные формы и ме­тоды работы. Пособие содержит конспекты занятий по всем предлагаемым темам, богатый дидактический и раздаточный материал, позволяющий на качественно высоком уровне про­водить работу с учащимися.

11.          Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилак­тика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и пси­хологов общеобразовательных, социально-педагогических уч­реждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фур­манов.— Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 176 с.

В пособии представлены материалы, описывающие особен­ности психического развития и поведения ребенка, воспиты­вающегося в условиях семейного неблагополучия, даны пси­холого-педагогические рекомендации по преодолению лич­ностных и поведенческих затруднений у детей.

12.          Воспитание в семейной группе социально-педагогического учреждения: пособие для педагогов социально-педаго­гических учреждений, учреждений общ. сред, образования, родителей-воспитателей детских деревень (городков) / В. В. Мар­тынова [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 216 с.

В пособии определяются особенности организации процесса воспитания в семейных группах социально-педагогических уч­реждений, подготовки воспитанников к самостоятельной жиз­ни; предлагается ряд программ и циклов занятий для детей, а также программы подготовки воспитателей к работе в се­мейных группах.

13.          Мартынова, В. В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В. В. Мартынова, А. М. Русецкая, В. И. Вашнева. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 160 с.

В пособии представлены анализ проблем социализации вос­питанников социально-педагогических учреждений, система работы по организации патронатного воспитания, определены задачи патронатной семьи. Разработаны технологии подбора и подготовки патронатных воспитателей, содержание, формы и методы организации жизнедеятельности ребенка в патро­натной семье.

14.          Капелевич, Т. С. Организация социально-педагогической работы в школе: пособие для педагогов социальных учреж­дений общ. сред, образования / Т. С. Капелевич. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 240 с.

Пособие содержит практические аспекты социально-педаго­гической деятельности в учреждениях общего среднего обра­зования. Изложен материал, раскрывающий содержание и направления, планирование и анализ деятельности педагога со­циального. Уделяется внимание социально-педагогической ра­боте с семьей, религиозным организациям и молодежным суб­культурам.

15.          Никончук, А. С. Социально-педагогическая работа в груп­пах: пособие для педагогов социальных, педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и социально-педагогических учреждений / А. С. Никончук. — Минск: Нац. ин-т образова­ния, 2011. — 152 с.

В пособии внимание уделено роли и значению групп в жиз­ни общества, показаны наиболее характерные аспекты ихфункционирования, рассмотрены группы как объект и субъект социально-педагогической работы. Приведена социально-педагогическая классификация семей, сделан особый акцент на вос­питательной функции семьи, даны основы терапии семейных отношений.

16.  Самусева, Н. В. Подростковый клуб «Я выбираю здо­ровье»: пособие для педагогов учреждений общ. сред, обра­зования / Н. В. Самусева. — Минск: Нац. ин-т образования, 2013.— 200 с.

В пособии изложены краткие теоретические сведения о здо­ровье и здоровом образе жизни, охарактеризованы различные концепции здоровьесбережения обучающихся в образователь­ном процессе учреждений общего среднего образования.

17.  Купчинов, Р. И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р. И. Купчинов. — Минск: Нац. ин-т образо­вания, 2009. — 224 с.

В пособии представлены материалы о компонентах, состав­ляющих здоровый образ жизни; социально-биологические ос­новы здорового образа жизни. Рассмотрены основные факторы риска для здоровья. Даны рекомендации по вопросам орга­низации здорового образа жизни.

18.  Корзенко, В. Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / В. Н. Корзенко, AJI. Смотрицкий, Г. Е. Смотрицкая. — Минск: Нац. ин-т образования, 2009. — 176 с.

Пособие посвящено вопросам формирования у учащихся ценностного отношения к своему здоровью с учетом гендер­ного компонента, знаний о факторах, оказывающих на него негативное влияние, способах его сохранения и укрепления. Приведены основные направления работы педагогов по форми­рованию у учащихся установок здорового образа жизни, оптимизации их двигательной активности, предупреждению перегрузок и стрессовых реакций, профилактике инфекцион­ных заболеваний.

19.  Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм: посо­бие для педагогов общеобразоват. учреждений, учреждений внешк. воспитания и обучения / Ю. С. Константинов, С. С. Митрахович. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.

В пособии даны основные сведения о педагогическом по­тенциале и технических особенностях детско-юношеского ту­ризма и его основной формы — туристского похода. Приложения содержат нормативные документы, регламентирующие проведение туристских походов с обучающимися, и программы факультативных занятий «Туризм».

20.  Ковалева, В. Н. Организация экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в школе: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений с белорус, и рус. яз. обучения / В. Н. Ковалева; под ред. Н. К. Катович. — Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 168 с.

В пособии рассматриваются особенности формирования культуры здорового образа жизни и экологической культуры обучающихся. Предлагается методика организации экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования.

21.  Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля: для руководителей объединений по интересам (кружков) учреждений внешкольного воспитания и обучения, общеобразовательных учреждений / JI. А. Банько [и др.]; под ред. С. С. Кашлева. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2009. — 216 с.

В сборнике представлены программа кружка ландшафтного и интерьерного дизайна «Экодизайн», программа кружка по изучению основ урбоэкологии «Природа в городе», программа кружка экологических знаний «Экология и жизнь», программа кружка комнатного цветоводства «Человек и цветы», программа кружка аквариумистики «Мир аквариума», программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здравушка», программа кружка эколого-валеологической деятельности «Медуничка», программа кружка начальных экологических знаний «Растишки», программа кружка соломоплетения «Стрекоза», программа кружка эколого-театральной деятельности «Эврика», программа кружка театрально-экологической деятельности «Экологический театр».

22.  Театральные объединения детей и молодежи: пособие для педагогов учреждений доп. образования детей и молодежи и учреждений общ. сред, образования / А. Ю. Абрамович [и др.]; под ред. JI. А. Исачкина [и др.]. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. — 252 с.

Пособие содержит программы финалистов III республиканского конкурса образовательных программ театральных объединений учреждений дополнительного образования детей и молодежи, которые представляют многолетний опыт работы руководителей театральных коллективов.

23.  Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / А. С. Никончук [идр.];под ред. А. С. Никончука. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011. — 184 с.

В пособии содержится научно-методический и практиче­ский материал, отражающий деятельность учреждений общего среднего образования в шестой школьный день.

24.          Бесова, М. А. Каникулы в оздоровительном лагере: по­собие для педагогических работников оздоровительных лаге­рей / М. А. Бесова, Т. А. Старовойтова. — Минск: Зорны Верасок, 2011. — 172 с.

В пособии раскрываются организационно-педагогические основы работы воспитателя с детьми в оздоровительном лагере. Даны практические рекомендации воспитателям по организа­ции разнообразных форм деятельности детей, которые помогут сделать их отдых во время каникул ярким и запоминающимся.

25.          Азбука этических ценностей: пособие для педагогов уч­реждений общ. сред, образования / В. Т. Кабуш [и др.]; под ред. В. Т. Кабуша. — Минск: Нац. ин-т образования, 2013. — 192 с.

В пособии рассматриваются основные этические катего­рии, образующие суть общечеловеческих ценностей и состав­ляющие основу нравственного воспитания учащихся.

26.          Савицкая, Ю. В. Основы современного этикета 9-й (10-й, 11-й) кл.: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений/ Ю. В. Савицкая, А. В. Савицкая, Н. Н. Рогалевич. —Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 104 с.

В пособии представлены методические материалы органи­зации и проведения факультативных занятий по основам со­временного этикета. Используется комплексный подход при изложении материала, что позволяет повысить эффективность его усвоения обучающимися. Планы занятий помогут педагогу профессионально раскрыть темы. Для педагога предусмотрена возможность применять персональный опыт и творческий под­ход при проведении занятий.

27.          Савицкая, Ю. В. Основы современного этикета: пособие для учащихся 9-го (10-го, 11-го) кл. общеобразоват. учреж­дений / Ю. В. Савицкая, А. В. Савицкая. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 200 с.

Пособие предназначено для обучающихся старшего школь­ного возраста учреждений общего среднего образования. Оно позволит расширить и систематизировать знания школьников в области теории и практики этикета. Для более эффективного усвоения материалов при составлении текстов использована технология «позитивного сообщения», предусматривающая отказ от частицы «не».

Обзор книг для подростков "Почему этот возраст называют опасным"

Каждый человек в своей жизни преодолевает период, который взрослые мрачно называют переходным. Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу. Находясь в поиске разрешения своих проблем, ответа на вопросы, подросток выбирает дорогу, связанную с опасностями.
С кем можно посоветоваться, у кого попросить помощи, поддержки? У родителей? Не всегда мы находимся в доверительных отношениях с ними. У друзей? Так они находятся в таких же раздумьях, да и жизненного опыта у них нет.
В такой ситуации лучше всего выбрать себе в собеседники книгу.
С 1998 г. в серии «Опасный возраст» вышло нескольких книг молодых писателей  о современных подростках, которые находятся в процессе становления, взросления, отсюда и опасения, связанные с его взаимоотношениями с самим собой и окружающим миром.
«Детство кончилось. Прежние авторитеты и запреты рухнули. Множество соблазнов манят, и все хочется попробовать самому. Юность прекрасна своими открытиями, но часто она и трагична», - такой эпиграф предпосылают серии ее создатели.
Авторы этих книг - люди зрелые. Каждый из них прошел «опасный возраст». И своими ощущениями, впечатлениями, уроками, которые они вынесли, хотят с вами поделиться.
В этих произведениях поднимаются разные проблемы: испытание дружбой, первая любовь, выбор компании, взаимоотношения детей и взрослых и другие.

В рассказе Ирины Полянской «Выбор» мы знакомимся с двумя подругами. Каждой из них необходимо было сделать свой выбор в жизни.
В 7 «В» пришла новенькая девочка и сразу не вписалась в коллектив. «Света явилась с собственной шкалой ценностей и всегда поступала так, как ей хочется». На все у нее было свое мнение, и она никак не понимала, как можно дружить с классом? «Так не бывает! Или это абстрактное чувство, или утонченное лицемерие. И, в конце концов, — они же серые, они - никакие, и ты хочешь среди них затеряться? Что за беспринципность такая!» И главной героине приходится выбирать: или класс, или Света. Эта дружба была одним из первых уроков, которая преподала действительность.

В следующей повести этого автора «Посланник» главный герой Коля, оставшись рано без отца, пытается самостоятельно постигать жизненные законы, но не всегда у него это получается. Однажды мама наблюдала неприятную ситуацию, в которой оказался Коля, и она не могла не отреагировать на это.
«... Как - то раз мать, поднимаясь по лестнице, услышала как Коля, стоя на площадке первого этажа с товарищем, выругался. Увидев ее, он замер от страха. Мать прошла мимо него, не глядя, властной рукой взяла его за воротник и втащила в квартиру. Товарищ быстренько скатился вниз. Пока она раздевалась в коридоре, Коля стоял съежившись: ждал расплаты. Мать села перед ним на ящик с обувью и тихим серьезным голосом сказала, глядя ему в глаза: «Мне бы хотелось, чтобы ты со всеми людьми разговаривал на одном языке, а не подделывался всякий раз под твоих собеседников. Это недостойно: для одних держать в запасе одни слова, для других — другие. Такое притворство означает, что ты человек, зависимый от каждого - любой может навязать тебе свою манеру общения».

Мама приходит сыну на помощь, разъясняя, казалось бы, простые истины, но такие важные в жизни.
Повесть Натальи Соломко «Горбунок» была написана  в конце 90-х годов. У главного героя повести Бориса Горбунова в его детской жизни наступили тяжелые времена: его старший брат уехал в деревню работать учителем, отца он не помнил, по семейной легенде он погиб во время испытания самолета, а мама почему-то всегда находилась на работе, а после работы она устраивала личную жизнь.
Он остался один-одинёшенек со своими проблемами. И в этот момент в их подъезде стали собираться «трудные подростки», мешая всем жильцам своими криками. Тогда Борис пригласил их к себе домой. «Это была самая счастливая пора в этой одинокой его детской зиме: ненавистная пустыня квартиры ожила, в ней появились другие люди, и тепло стало от человеческих голосов и совсем не страшно. А когда в квартиру вернулся брат, и он был занят собой, Горбунок перекочевал в подъезд, где собирались эти «трудные подростки».
«Дружба с «трудными подростками» охраняла его, хлипкого, не умеющего постоять за себя. Он так хорошо устроился в местной жизни, так почувствовал себя своим, что некий таинственный орган под названием душа будто и вправду отмер. И уже не стыдно было, и ничего не ныло внутри».

Повесть Елены Матвеевой «Прощай, Офелия!» рассказывает нам историю о подростке, в семье которого пропал близкий ему человек – жена брата Люся. Однажды утром она ушла на работу и вечером не вернулась…
Прошло несколько лет, и он случайно на барахолке увидел свадебное платье Люси, он его узнал по пятнышку зеленки. И с этого момента он начинает расследование.
Перед нами предстает детективная история, в которой главный герой разгадывает  загадочную записку, исписанную «пляшущими человечками»,  узнает подробности о жизни Люси до замужества, знакомится со многими людьми, знавшими Люсю, и в итоге расследует преступление.
Как многие другие подростки Алексей сталкивается с такими ситуациями, в которых ему предстоит сделать выбор. Один из таких случаев касается возможности заработать «легкие деньги», ограбив поезд. В семье денег постоянно не хватало даже на продукты, тем более на модную одежду. Это было очень соблазнительно. Но… Алексей решил, что заработает себе на джинсы честным путем, а его близкий друг считал по-другому.
В одночасье можно круто изменить свою жизнь, поломать ее. И виноват в этом будешь только ты, потому что не продумал следующий шаг, который может последовать после твоего поступка, а иногда, как в этом случае, приходится платить дорогую цену.

В повести петербургской писательницы Екатерины Мурашовой «Барабашка - это я» - главный герой Сенька, подросток, обладающий уникальными способностями, которые пугают его. Чтобы примирить свой страх он сбегает из дома в Москву в поисках института, где изучают аномальные явления. Там он знакомится с другими ребятами, как он.
Андрей Воронцов – заведующий клиникой – помогает «барабашкам» управлять своей энергией, чтобы никому не навредить, обучает их «технике безопасности» для себя и других.
Сенька учится медленно, трудно, через чтение и думание, разговоры с Глашкой, другом по несчастью и Воронцовым о жизни, истории, книгах. Ему открывается грустная истина о том, что природа человеческая меняется медленно. Во все времена людьми управляли не только высшие помыслы, но злоба, корысть, жадность, зависть. Как сказала Глашка, «хоть сто книжек прочитай, а люди все те же, где других взять?». На этот вопрос есть только один ответ. И он не раз звучит в книгах серии «Опасный возраст».
События другой повести Екатерины Мурашовай «Обратно он не придет» разворачиваются в наши дни в Санкт-Петербурге. В центре внимания 13-летняя девочка Оля, которая, после развода родителей переехала на новое место жительства. Однажды в ее жизнь входят обитатели привокзальной «полосы отчуждения»: 15-летний Вася и 7-летний Женя. Они беспризорники - живут на улице, питаются, чем придется. Когда-то они жили в детском доме, но сбежали. Причина - бесчеловечность. Так для Оли открывается ранее неведомый мир - взрослый мир со своими проблемами, законами, совсем другая жизнь, о которой она даже не подозревала.
Не получив поддержки со стороны взрослых, Оля делает для ребят то, что может: играет с Женькой, читает ему книжки, устраивает прогулку по центру Петербурга, помогает вести нехитрый быт, буквально спасает внезапно заболевшего малыша благодаря медицинским познаниям, почерпнутыми от бабушки-педиатра.
      Автор истолковывает человечность как сопричастность и соучастие в судьбах других людей. А бесчеловечность – как безразличие.
Главное, что вынесла Оля из этого знакомства, это то, что «трудно в нашем мире оставаться человеком — не лгать, не льстить, не красть, не завидовать, но именно в этом суть жизни, ее стержень. При любых обстоятельствах необходимо оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!»

Тему беспризорного детства продолжает роман Альберта Лиханова «Никто».
  НИКТО – это не только сокращенное имя и фамилия Николая Топорова – безродного подростка, но и некий символ никомуненужности, которая, увы, стала данностью нашего времени для очень и очень многих детей, брошенных родней и, в сущности, государством, а потому устраивающих свою судьбу кто уж как сможет.
«Беспризорник - маленький человек, не успевший состояться как личность, становится никем, - говорит Альберт Лиханов. - Представьте себе: центры временного содержания, в которые помещают беспризорников, после  некоторого изменения законодательства не имеют права оставлять под своей крышей детей, которые не совершили никакого преступления. Государство не принимает детей, которые сознательно стремятся попасть под его крышу. В нашей стране ликвидирована детская субкультура вообще: нет детского кино, литературы, театра».
Это и есть безродное детство, которое само собой постепенно превращается в отрочество, а потом и в юность. А дальше во взрослость, и немало история людских отношений знает драматических поворотов, когда несчастные  продолжают свое несчастье не только своей собственной судьбой, но и судьбой своих детей.
Герой романа Коля Топоров обречен на беду. Он рвется к удаче, к нормальной жизни, к самостоятельности. Но над ним нет, к печали нашей, распростертой  длани доброты и сострадания. Если эта доброта и встречается, то носит она минутный, как бы мимоходный  характер. Но этого растущему человеку мало.  Он нуждается в любви постоянной, долгосрочной, если хотите, - вечной.
Альберт Лиханов своим романом кричит о бедах русского сиротства, в его защиту, во спасение, во сострадание к тому, кто теперь входит в жизнь, как в чистое поле: ничем не защищен, никем не спасаем.
Роман «Никто» – трудное чтение, но это чтение, предупреждающее против мерзости, беды, обездоленности и одиночества. Недобрый мир, окружающий нас, может и должен быть добрым. Не так легко повернуть его самому же себе улыбчивой стороной – для этого требуется особого рода умение и усилия. Но откуда они у ребенка, от рождения самого росшего в одиночестве?
В финале романа автор обращается к взрослым: «Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте, матери, детей…»

О месте подростка в современном мире, о страшных последствиях эгоизма, безответственности, грубости рассказывает книга Владимира Железникова «Чучело-2 или Игра мотыльков», которая не является продолжением его повести о Лене Бессольцевой.
Герои повести «Чучело-2» несмотря на свой юный возраст еще более жестокие и эгоистичные. Они борются за свое место в жизни любыми средствами, не гнушаясь украсть, обмануть. Они курят, бессовестно пользуются любовью тех, кто их любит.
Читать это произведение нелегко, однако подростки ежедневно сталкиваются с ложью, несправедливостью, и школа для многих из них не стала местом, где можно спастись от всех бед. Хотя в жизни не всегда все устраивается, как хочешь, надо верить в лучшее.

Как и в предыдущих книгах, герои повести Лии Симоновой «Круг» еще школьники, но уже перед ним встают недетские проблемы.
В центре повествования старший класс образцово-показательной школы. У ребят складываются непростые отношения с родителями и учителями. Между собой им тоже трудно найти общий язык. Первая любовь и жестокое разочарование, ложь взрослых «во спасение» и преломление ценностей…
Подростки по-разному демонстрируют свою взрослость и запутываются. «Бунтуя, они бежали от самих себя. Ненависть ко всему, что мешало им жить, желание избавиться от оков объединили их, но как же далеки они были друг от друга на самом деле». 

Повесть ставит перед читателем разные вопросы:
Как правильно поступить?
Как не упасть в глазах сверстников?
Как избежать глупых ошибок?
Надо ли подчиняться большинству или стоит найти себя?
Как вырваться из круга, «у которого нет ни начала, ни конца»?

Герои повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» - ученики 9 класса, их классный руководитель Евдокия Савельевна, Оля, вокруг которой разворачиваются все события произведения, и ее родители.
Алексин проводит мысль о том, что нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой.
Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца. 

Книга актера, сценариста, режиссера Валерия Приемыхова «Двое с лицами малолетних преступников» рассказывает о двух самых обычных школьниках – Севке Кухтине и Витьке Елхове по прозвищу Винт. Живут они в небольшом городке, попадают в различные, порой необычные ситуации.
В отличие от предыдущих произведений, представленных в этом обзоре, книга Приемыхова не оставляет тяжелого ощущения от безысходности. В ней много юмора. И автор подчеркивает, что и в нашей непростой жизни можно найти много светлого и радостного. 

Смею утверждать, что самый ответственный возраст – подростковый, когда закладываются и укрепляются качества, которые могут стать основой поведения на всю жизнь. Литература, не скрывая жизненных сложностей, может приблизить подростков к постижению нравственных, социальных проблем действительности. Хотелось бы надеяться, что представленные в этом обзоре книги, помогут подросткам понять, что с ними происходит.

Рекомендательный список литературы "СПИД" 

СПИД – одна из важнейших трагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце XX века. Для того, чтобы выжить, уменьшить риск заражения и распространения заболевания, как можно больше людей должны знать о развитии и клинических проявлениях СПИДа, его профилактике и лечении. Материал по этим вопросам предложен в данном библиографическом списке литературы. Здесь вы сможете выбрать для себя новые книги, статьи из газет и журналов, сценарии, методические рекомендации. Внутри каждого раздела источники группируются в алфавитном порядке.

КНИГИ

•             Виленчик, Б. Т. Профилактика СПИДа и наркомании: в вопросах и ответах`: пособие / Б. Т. Виленчик, Г. В. Мережко. — Мн. : Академия МВД РБ, 2005. — 20 с.

•             Мархоцкий, Ян Людвигович. Профилактика ВИЧ-инфекции : учебное пособие / Я. Л. Мархоцкий. — Мн. : Выш. школа, 2003. — 110 с. : ил.

•             Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД : спецкурс. – Мн. : Тесей, 2002. — 136 с.

•             СПИД. Синдром приобретенного иммунодефицита / под ред. Ю. В. Татуры. — М. : ЗАО «Новый издательский дом», 2004. — (Ваше здоровье).

СТАТЬИ ИЗ ГАЗЕТ И ЖУРНАЛОВ

•             Арский, Ю. СПИД языком цифр / Ю. Арский // Сям’я. — 2002. — 29 лістап. — С. 8.

•             Батенева, Т. Вакцина от СПИДа России не по карману, но внести свой вклад в лучший международный проект нам вполне по силам / Т. Батенева // Известия. — 2003. — 29 нояб. — С. 6.

•             Белмедпрепараты могут помочь ВИЧ-инфицированным людям! // Звязда. — 2005. — 12 мая. — С. 16.

•             Белоусова, Т. Разбуженный вулкан под названием СПИД / Т. Белоусова // Магілёўс. ведамасці. — 2001. — 24 мая. — С. 4.

•             Богданович, И. Не дадим себя победить : 1 декабря – Всемирный день профилактики СПИДа / И. Богданович // Ваше здоровье. — 2003. — № 23. — С. 2.

•             Борта, Ю. ВИЧ у детей : как справиться с вирусом / Ю. Борта // Здоровье (АиФ). — 2005. — № 9. — С. 2.

•             Бразюль, Г. В. СПИД – болезнь души : тематический вечер / Г. В. Бразюль // Последний звонок. — 2003. — № 4. — С. 14—15.

•             Быкова, В. М. Мы, наши дети и ВИЧ-инфекция / В. М. Быкова // Здаровы лад жыцця. — 2003. — № 7. — С. 57—62.

•             Быкова, С. М. Проблемы ВИЧ-инфекции и семейное воспитание / С. М. Быкова // Здаровы лад жыцця. — 2003. — № 6. — С. 58—64.

•             Быкова, В. М. Эпидситуация по ВИЧ-инфекции на территории Республики Беларусь (на 01.01.2002) / В. М. Быкова // Здаровы лад жыцця. — 2002. — № 5. — С. 19—22. — (Дадатак да часоп. «АіВ»).

•             Ваганов, А. Чемпионат по борьбе со СПИДом : биологи надеются на помощь обезьян и химер в разработке методов лечения смертельной инфекции / А. Ваганов // Нез. газ. — 2005. — 26 янв. — С. 11, 14.

•             Варшавский, Л. СПИД распространяется из-за невежества / Л. Варшавский // Нар. доктор (Толока). — 2001. — № 24. — С. 2—3.

•             Вашестик, Л. СПИД – это смерть! / Л. Вашестик // Минская шк. — № 11. — С. 62—67.

•             Вершбоу, А. Если мы повернемся спиной к СПИДу, он никуда не исчезнет / А. Вершбоу // Известия. — 2004. — 1 дек. — С. 1—3.

•             ВИЧ/СПИД в России. Время не ждёт // Известия. — 2002. — 30 нояб. — С. 6.

•             ВИЧ/СПИД и молодёжь : осведомлённость, поведение и политика // Здаровы лад жыцця. — 2003. — № 4. — С. 3—8.

•             Вместе против СПИД : в помощь педагогам, родителям // Здаровы лад жыцця. — 2003. — № 2. — С. 47—58.

•             Вспомнили о жертвах СПИДа. Всем миром : Международный День памяти жертв СПИДа // Нар. доктор (Толока). — 2004. — № 10.

•             Гарматина, Ю. СПИД в погонах / Ю. Гарматина // Здоровье (АиФ). — 2004. — № 42. — С. 2.

•             Гипотезы происхождения ВИЧ-инфекции // Здаровы лад жыцця. — 2005. — № 10. — С. 11—13.

•             Горбачёва, А. Через 50 лет половина России вымрет от СПИДа / А. Горбачева // Нез. газ. – 2003. — 1 дек. — С. 9.

•             Горбачёва, А. Число ВИЧ-инфицированных в России уменьшилось вдвое : [интервью с главным государственным врачом РФ Геннадием Онищенко] / А. Горбачева // Нез. газ. — 2002. — 29 нояб. — С. 12.]

•             Гребенщиков, С. Гибнут миллионы, но это лишь начало эпидемии / С. Гребенщиков // Эхо планеты. — 2002. — № 30. — С. 18—19.

•             Григорович, Н. П. Современный мир и проблемы ВИЧ/СПИД : состояние, профилактика, выбор образа жизни : «круглый стол» / Н. П. Григорович, Л. Н. Мануйленко // Здаровы лад жыцця. — 2005. — № 10. — С. 22—25.

•             Гузенкова, Т. Завтра будет поздно : (о последствиях распространения ВИЧ/СПИДа в России) / Т. Гузенкова // Свобод. мысль. — 2003. — № 2. — С. 85—93.

•             Данилова, А. ВИЧ гуляет по планете / А. Данилова // Здоровье (АиФ). — 2003. — № 51. — С. 11.

•             Действие ВИЧ на организм человека // Здаровы лад жыцця. — 2005. — № 10. — С. 15—17.

•             Денисов, Б. П. Динамика эпидемии ВИЧ/СПИД / Б. П. Денисов, В. И. Сакевич // Социс. — 2004. — № 1. — С. 75—85.

•             Дородных, О. В. “СПИД” : сущность и проблемы : [беседа с одиннадцатиклассниками] / О. В. Дородных // Биология в шк. — 2002. — № 7. — С. 51—54.

•             Дюбанкова, О. Найдена вакцина от СПИДа / О. Дюбанкова // АиФ. — 2002. — № 50. — С. 20.

•             Иваницкая, Е. Долгая жизнь со СПИДом? Кажется, нам это не грозит : суммы, заложенные в бюджет на борьбу с ВИЧ/СПИДом, уже не покрывают издержек / Е. Иваницкая // Перв. сент. — 2004. — 27 марта. — С. 7.

•             Ильницкий, А. Чума века или век чумы? : 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом / А. Ильницкий // Труд-7. — 2003. — 4 дек. — С. 11.

•             История возникновения проблемы ВИЧ/СПИД // Здаровы лад жыцця. — 2005. — № 10. — С. 9—11.

•             Каськова, В. ВИЧ/СПИД-3 : каждый день каждому ребёнку нужна ваша защита / В. Каськова // Журналист. — 2004. — № 6. — С. 23.

•             Каськова, В. ВИЧ/СПИД : что знает и что должен знать ваш читатель? / В. Каськова // Журналист. — 2004. — № 4. — С. 18—19.

•             Катоу, Ш. Как остановить ВИЧ/СПИД : Восточная Европа и Центральная Азия отличаются самыми высокими в мире темпами распространения эпидемии / Ш. Катоу // Нез. газ. — 2004. — 17 авг. — С. 6.

•             . Квасова, Т А. Ориентир на здоровый образ жизни : анализ деятельности публичных библиотек / Т. А. Квасова // Хроніка культ. жыцця. — 2003. — № 10. — С. 31—33.

•             Клопова, Г. «Мы судим ВИЧ» / Г. Клопова // Бел. шинник (АОК «Белшина»). — 2003. — 22 авг. — С. 3.

•             Князев, Ю. Н. Профилактика зависимостей и СПИДа среди молодёжи / Ю. Н. Князев // Здаровы лад жыцця. — 2004. — № 5. — С. 31—33.

•             Кравченко, А. В. Как лечат СПИД / А. В Кравченко // Здоровье (АиФ). — 2002. — 15 дек. – С. 12.

•             Мазус, А. СПИД убивает молодых: хуже всего то, что половина ВИЧ-инфицированных не желает лечиться / А. Мазус // Труд. — 2005. — 4 марта. — С. 1, 7.

•             Мальченкова, Е. Знание спасет жизнь : [о ВИЧ-инфекции] / Е. Мальченкова // Родная прырода. — 2005. — № 2. — С. 15.

•             Маркова, С. ВИЧ-инфекция – “болезнь любви”? / С. Маркова // Магілеўс. праўда. — 2005. — 4 февр. — С. 2.

•             Мартынова, Н. Не так страшен СПИД, как его малюют? : [история болезни] / Н. Мартынова // Сел. новь. — 2005. — № 4. — С. 64—65.

•             “Молодёжь против СПИДа” // Веснік Магілёва. — 2001. — 31 сак. — С. 2.

•             Навроцкий, А. Болезни поведения : к Всемирному Дню профилактики СПИДа / А. Навроцкий // Нар. доктор. — 2003. — № 23. — С. 4—5.

•             Нам не страшен грозный СПИД // Белорус. деловая газ. — 2002. — 8 окт. — С. 14.

•             Насцюшкіна, Н. «Жыццё дадзена на добрыя справы» / Н. Насцюшкіна // Ленін. слова (Слаўгарад). — 2000. — 20 снеж.

•             Осколкова, О. СПИД в Африке : угроза социально-экономическому и демографическому развитию / О. Осколкова // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2002. — № 9. — С. 93—98.

•             Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД : [статьи] // Здаровы лад жыцця. — 2005. — № 10. — С. 6—32.

•             Панкратов, В. Г. Клинические проявления и течение сифилиса у ВИЧ-инфицированных / В. Г. Панкратов // Здравоохранение. — 2003. — № 1. — С. 23—26.

•             Панюшкин, В. СПИД идёт : к 2008 году в России будет 2,5 млн. ВИЧ-инфицированных / В. Панюшкин // Коммерсантъ. — 2004. — 17 мая. — С. 7.

•             Пивунов, Ю. У нас еще цветочки, а в Африке – уже ягодки : 1 декабря — Международный день борьбы со СПИДом / Ю. Пивунов // Веч. Могилев. — 2004. — 8 дек. — С. 4.

•             Платонов, И. Общество должно знать правду : проблема СПИДа – это угроза национальной безопасности России / И. Платонов // Нез. газ. — 2002. — 29 нояб. — С. 9.

•             Пономарев, С. СПИД не спит / С. Пономарев // Молодая гвардия. — 2004. — № 9. — С. 172—180.

•             Понятие о ВИЧ, ВИЧ-инфекции, СПИДе // Здаровы лад жыцця. — 2005. — № 10. — С. 13—15.

•             Прокунин, Н. Россия не прошла проверку СПИДом : эксперты ООН засвидетельствовали рекордный рост числа вирусоносителей / Н. Прокунин // Коммерсантъ. — 2004. — 25 нояб. — С. 8.

•             Пунане, Т. Новые способы борьбы со СПИДом? / Т. Пунане // Управление школой. — 2003. — № 37. — С. 6.

•             Республиканский конкурс плакатов “Здаровы лад жыцця” // Здаровы лад жыцця. — 2003. — № 36. — С. 32—36.

•             Родионов, В. Как вести профилактику СПИДа в школе / В. Родионов // Здоровье детей. — 2006. — № 2. — С. 25—29. – Библиогр.: с. 29 (8 назв.).

•             Ротшильд, Е. В. СПИД: новая драма по старому сценарию / Е. В. Ротшильд // Химия и жизнь. — 2002. — № 6. — С. 24—29.

•             Рудько, Т. Он любит наркотики и «это»… : 1 декабря – Всемирный день профилактики СПИДа / Т. Рудько // Мед. вестник. — 2003. — 4 дек. — С. 1—2.

•             Рытик, П. Г. Эпидемиологические особенности СПИДа в Беларуси / П. Г. Рытик // Здравоохранение. — 2002. — № 11. — С. 18—21.

•             Рытик, П. Г. Основные итоги изучения ВИЧ-инфекции / П. Г. Рытик // Здравоохранение. — 2004. — № 10. — С. 8—11.

•             Сакевич, В. СПИД в современной России: только факты / В. Сакевич // Химия и жизнь. — 2004. — № 5. — С. 48—50.

•             Смирнова, Е. С. Социально-педагогические основы профилактики ВИЧ/СПИДа в школе : спецкурс для педагогов / Е. С. Смирнова, И. В. Тимошенко // Здаровы лад жыцця. — 2002. — № 1. — С. 57—60.

•             Снегина, А. Живи и дай жить другим! : [реализация совместного проекта ПРООН и объединённой программы ООН «Вовлечение людей, живущих с ВИЧ/СПИД и их близких в деятельность «По профилактике ВИЧ-инфекции в Беларуси»] / А. Снегина // Нар. газ. — 25 лют. — С. 4.

•             Снегина, А. Только помня, мы живём : 18 мая — Международный день памяти жертв СПИДа / А. Снегина // Нар. газ. — 2003. — 17 мая. — С. 1.

•             Снегина, А. К действию! : Международный день памяти жертв СПИДа / А. Снегина // Нар. газ. — 2004. — 15 мая. — С. 3.

•             Снегина, А. Недооценённый вирус : 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом / А. Снегина // Нар. доктор. — 2004. — 1 дек. — С. 1.

•             Соломевич, С. Знания против страха / С. Соломевич // Маяк Прыдняпроўя (Быхаў). — 2000. — 13 снеж.

•             СПИДа не существует? // Комс. правда. — 2003. — 17 янв. — С. 6—7. — (Расследование).

•             СПИД. Есть ли надежда?.. : обзор печати // Нар. доктор (Толока). — 2002. — № 22. — С. 4.

•             Супотницкий, М. Стратегически мыслящий вирус : не только меры борьбы со СПИДом построены на мифах, но и представления о самом пандемическом процессе изобилуют обширными пробелами / М. Супотницкий // Нез. газ. — 2004. — 22 дек. — С. 14.

•             Cуслов, Д. СПИД — проблема политическая : без содействия российских властей международным организациям не под силу остановить развитие эпидемиии в стране / Д. Суслов // Нез. газ. — 2003. — 3 марта. — С. 14.

•             Сухая, С. Живи и дай жить другим – так звучит девиз Всемирного дня борьбы со СПИДом / С. Сухая // Труд. — 2002. — 30 нояб. — С. 2.

•             Сухая, С. Женское лицо СПИДа : «чума XX века» перестала быть уделом лишь наркоманов / С. Сухая // Труд. — 2004. — 1 дек. — С. 2.

•             Сяргееў, С. Прафілактыка і выхаванне – лепшыя лекі, каб пазбегнуць пагрозы / С. Сяргееў // Чырвоны сцяг (Краснаполле). — 2000. — 9 снеж.

•             Тризно, О. 20 лет человечество проигрывает : 1 декабря — Всемирный день профилактики СПИДа / О. Тризно // Труд-7. — 2002. — 28 нояб. — С. 19.

•             Угроза СПИДа возрастает // Могилёв. ведомости. — 2002. — 21 нояб. — С. 6.

•             Хайтов, Р. СПИД : не миф, а действительность / Р. Хайтов // Техника-молодежи. — 2002. — № 7. — С. 8—9.

•             Хальчицкая, Л. Звёзды спорта и ВИЧ-инфекция / Л. Хальчицкая // Вест. Могилёва. — 2004. — 10 дек. — С. 6.

•             Чернобай, Н. И. Победит ли человечество СПИД в XXI веке? : ток-шоу «Выбор» / Н. И. Чернобай // Здаровы лад жыцця. — 2005. — № 10. — С. 29—31.

•             Чиковани, И. Комары и мухи ни при чем : официальные источники утверждают: каждый час шести россиянам ставится диагноз ВИЧ-инфекция / И. Чиковани // Первое сент. — 2005. — 12 февр. — С. 7.

•             Шенец, М. Обыкновенная история : [стихи к Международному дню профилактики СПИДа] / М. Шенец // Репетитор. — 2005. — № 2. — С. 67—68.

•             Шаг в бездну… : о проблемах алкоголизма, наркомании и СПИДа : библиогр. список лит. // Новыя кн. — 2003. — № 9. — (Дадатак).

•             Эпидемиологические и социальные аспекты ВИЧ-инфекции в Беларуси // Здравоохранение. — 2005. — № 5. — С. 15—18.

СЦЕНАРИИ

•             Алексеева, Е. Н. Молодость против СПИДа : внеклассное мероприятие / Е. Н. Алексеева // Здаровы лад жыцця. — 2006. — № 1. — С. 12 — 16.

•             Асташкина, С. К. Праздник ради жизни : тематическая дискотека / С. К. Асташкина // Ради жизни : сб. сценариев… по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — С. 71—76.

•             Бизюк, В. Мы за здоровый образ жизни без СПИДа, наркотиков и венерических болезней : сценарий молодёжного фестиваля / В. Бизюк, В. Заверюха // Ради жизни : сб. сценариев…по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — С. 37—44.

•             Бородич, О. Профилактика наркомании : тренинг ко Дню борьбы со СПИДом / О. Бородич // Бiблiятэка прапануе. — 2004. — № 5. — С. 15—17.

•             В пространство антиСПИД : акция // Ради жизни : сб. сценариев… по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — С. 45—50.

•             «ВИЧ-страховка» еще не дана! : сценарий // Дороже всех сокровищ на Земле : метод. рекомендации… — Бобруйск, 2004. — С. 11—13.

•             Данилевич, Т. А. Детям о СПИДе : разработка сценария классного часа для младших школьников / Т. А. Данилевич // Здаровы лад жыцця. — 2005. — № 10. — С. 26—28.

•             «Есть только миг между прошлым и будущим» : сценарий литературно-музыкальной композиции // Сохраним себя для жизни : сб. сценариев культурно-зрелищных мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн. : Тесей, 2000. — С. 94—98.

•             Корзун, Г. Г. Игра по профилактике ВИЧ-инфекции «SOS» / Г. Г. Корзун // Ради жизни : сб. сценариев… по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — С. 59—65.

•             Лабун, О. СПИД: будущее под угрозой? : сценарий художественно-публицистической программы / О. Лабун, Е. Свешникова // Ради жизни… : сб. сценариев…по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — С. 21—29.

•             Маслобойщикова, А. Е. «Нет» дороге в ад! : выступление агитбригады / А. Е. Маслобойщикова // Биология в шк. — 2000. — № 7. — С. 49—51.

•             Межуева, Т. В. Брифинг-клуб «Проблемы СПИДа глазами молодых» : [школа социальной активности для старшеклассников] / Т. В. Межуева // Ради жизни : сб. сценариев…по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — С. 9—14.

•             Мы живём в мире, где есть СПИД : устный журнал, выступление агитбригады // Биология в шк. — 2000. — № 7.

•             Не стань обречённым! : акция ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом // Молодёжь города против СПИДа : проект региональной программы. — Кобрин.

•             Не стань осуждённым : сценарий вечера-предупреждения // Помнить, чтобы жить : (из практики работы Кировской ЦБС по профилактике СПИДа). — Могилёв, 2002. — С. 8—11, 41.

•             О, времена! О, нравы : темат. вечер ; Внимание! Бездна : урок-предупреждение ; Что я знаю о СПИДе : викторина. — Могилёв, 2002. — 13 с.

•             Піскіжаў, У. Конкурс “ді-джеев” : [пра раённы конкурс у рамках месячніка барацьбы са СНІДам] / У. Піскіжаў // Ленін. шлях (Горкі). — 2000. — 25 лістап.

•             Прекрасное слово – жизнь : сценарий театрализованного вечера, посвящённого борьбе с наркоманией и СПИДом // Сценарии и репертуар. — 2004. — № 7. — С. 39—48.

•             Ради жизни : сборник сценариев культурно-зрелищных мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — 79 с.

•             Рыбакова, Е. Г. Будущее – без СПИДа : сценарий брейн-ринга / Е. Г. Рыбакова // Ради жизни : сб. сценариев…по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — С. 15—19.

•             Сафонова, Л. Тэматычная выстава / Л. Сафонова // Ударны фронт (Шклоў). — 2000. — 29 лістап.

•             Соколов, В. Мы против СПИДа : сценарий тематического эстрадного концерта / В. Соколов // Ради жизни : сб. сценариев…по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2004. — С. 31—36.

•             СПИД не спит : сценарий театрализованного диско-шоу для подростков // Сценарии и репертуар. — 2004. — № 7. — С. 11—21.

•             СПИД – болезнь души : темат. вечер по проблемам СПИДа и наркомании // Последний звонок. — 2003. — № 4. — С. 14—15.

•             СПИД – открытый разговор с молодёжью : игровой урок-предупреждение. ; Сбережём себя для жизни : час проблемного разговора // Приглашаем к творчеству : используй у себя. Вып. 1. – Бобруйск, 2004. — С. 16—18, 19.

•             СПИД. Пылая страстью, будьте бдительны : литературные материалы к устному журналу // Сохраним себя для жизни : сб. сценариев культурно-зрелищных мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн. : Тесей, 2000. — С. 105—115.

•             СПИД : разделим права, разделим ответственность : тематический вечер // Сохраним себя для жизни : сб. сценариев культурно-зрелищных мероприятий по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн. : Тесей, 2000. — С. 88—93.

•             “The Show Must Go On…”. “Шоу продолжается” : тематическая дискотека // Ради жизни : сб. сценариев… по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — С. 67—70.

•             Тренинг ко Дню борьбы со СПИД : [по профилактике наркомании] // Бібліятэка прапануе. — 2004. — № 5. — С. 15—18.

•             Тренинг по борьбе с ВИЧ-инфекцией // Б-ка прапануе. — 2005. — № 6. — С. 16—20.

•             Урок-впрок : сценарий театрализованного кукольного представления о СПИДе // Помнить, чтобы жить : (из практики работы Кировской ЦБС). — Могилёв, 2002. — С. 12—15.

•             Янушкевич, Т. М. Отчего люди болеют? : устный журнал о СПИДе / Т. М. Янушкевич // Здаровы лад жыцця. — 2003. — № 1. — С. 48—51.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

•             Боброва, Н. Публичные библиотеки Гродно – за здоровый образ жизни / Н. Боброва // Бібл. свет. – 2002. — № 1. — С. 9.

•             Дети и ВИЧ-инфекция : рекомендации для родителей и лиц, обеспечивающих уход и поддержку / РЦП СПИД. — Мн., 2002. — 40 с.

•             Защитим себя от СПИДа : метод. материалы по профилактике ВИЧ-инфекции / Чаус. ЦБС. — Чаусы, 2002. — 13 с.

•             Информационные материалы по профилактике ВИЧ-инфекции, инфекций, передаваемых половым путём, наркомании для использования в дискотечных программах // Ради жизни: сб. сценариев… по проблеме ВИЧ/СПИД. — Мн., 2001. — С. 77—78.

•             Помнить, чтобы выжить : (из практики работы Кировской ЦБС по

профилактике СПИДа, наркомании, вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни) / Могилёв. обл. б-ка. — Могилёв, 2002. — 15 с.

•             СПИД – что это? Как ему противостоять? : статистика, история, этимология. — Б. м., б. г. — 5 с.

•             Щелбачёва, Е. Знать, чтобы не оступиться / Е. Щелбачёва // Библиотека. — 2002. — № 3. — С. 20—21.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.