Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.05.2012 № 669 "О совершенствовании организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования"
<center style="color: rgb(51, 51, 51); font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; font-size: 12px; background-color: rgb(240, 240, 240);">Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на сентябрь 2013 года< Главная страница</center>
На основании Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2011 N 1446 "О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. N 360", и в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования Республики Беларусь ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Инструкцию об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования.
2. Считать утратившей силу Инструкцию об организации работы педиатрического отделения по медицинскому обслуживанию детей в учреждениях образования, утвержденную приказом Министерства здравоохранения от 31 декабря 2004 г. N 295 "Об утверждении инструкций об организации работы структурных подразделений детской поликлиники (детских отделений в составе поликлиник для взрослого населения)".
3. Начальникам управлений здравоохранения облисполкомов, председателю комитета по здравоохранению Мингорисполкома организовать работу по оказанию медицинской помощи детям в учреждениях образования в соответствии с настоящим приказом.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Пиневича Д.Л.
Министр В.И.Жарко
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Инструкция об организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования (далее - Инструкция) разработана во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 5 января 2012 г. N 10 "О совершенствовании порядка оказания медицинской помощи обучающимся" и в целях рационального использования кадрового потенциала организаций здравоохранения, а также совершенствования оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования.
2. Ответственность за организацию оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования несет руководитель территориальной организации здравоохранения.
3. Количество должностей медицинских работников выделяется в соответствии с примерными штатными нормативами, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее Министерство).
4. Оказание медицинской помощи детям в учреждениях образования осуществляется медицинскими работниками территориальных организаций здравоохранения в составе:
педиатрических отделений детских поликлиник (взрослых поликлиник);
педиатрических отделений по медицинскому обеспечению детей в учреждениях образования детских поликлиник (взрослых поликлиник);
педиатрических отделений или других структурных подразделений центральных районных (городских) больниц (поликлиник).
5. Заведующие указанными выше структурными подразделениями (врач-педиатр районный, заместитель руководителя территориальной организации здравоохранения) в пределах своих функциональных обязанностей обеспечивают организацию оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования.
6. Основной задачей медицинских работников указанных выше структурных подразделений является организация и оказание медицинской помощи детям в учреждениях образования.
Организация работы проводится в соответствии с нормативными правовыми актами и иными правовыми актами Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, других органов управления здравоохранения, Уставом организации здравоохранения, приказами руководителя, должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка.
Оказание медицинской помощи осуществляется в медицинских кабинетах (пунктах), расположенных на базе учреждений образования, которые оснащаются в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.
7. В соответствии с основной задачей медицинский персонал в учреждениях образования выполняет следующие функции:
проводит работу по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, профилактическую работу с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом;
обеспечивает динамическое медицинское наблюдение за условиями обучения и воспитания детей и подростков в организованных коллективах;
совместно с администрацией учреждения образования участвует в разработке мер по снижению заболеваемости, травматизма и укреплению здоровья детей;
совместно с руководителем учреждения образования, территориальным центром гигиены и эпидемиологии обеспечивает соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в учреждениях образования, в том числе участвует в организации питания и осуществлении контрольных мероприятий по названным направлениям деятельности;
совместно с территориальным центром гигиены и эпидемиологии проводит противоэпидемические мероприятия, включая периодический осмотр обучающихся на педикулез и заразные кожные заболевания;
оказывает первичную доврачебную, врачебную (при наличии в штате врача) неотложную медицинскую помощь в медицинских кабинетах (пунктах) учреждений образования;
организует доставку детей в центральные районные (городские) больницы (поликлиники), а в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей осуществляет сопровождение детей в период госпитализации или консультирования в районных (городских), областных и республиканских учреждениях здравоохранения;
организует и осуществляет контроль за проведением (при наличии соответствующих условий) иммунопрофилактики и туберкулинодиагностики у детей;
ведет установленную медицинскую учетную и отчетную документацию.
8. Медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь детям в учреждениях образования, при выполнении мероприятий по охране здоровья детей и подростков взаимодействуют:
с руководителями и специалистами структурных подразделений организаций здравоохранения по вопросам организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования;
с родителями (законными представителями) ребенка по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи, формированием потребности в здоровом образе жизни, сохранении репродуктивного здоровья, профессиональной ориентации;
с руководителями и работниками учреждений образования по вопросам организации медицинского контроля здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей, организации питания, оздоровительных и закаливающих мероприятий, физического воспитания, санитарно-просветительной работы по формированию здорового образа жизни;
с органами опеки и попечительства по работе в пределах своей компетенции с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
9. Обеспечение оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования определяется договором между территориальной организацией здравоохранения и местными органами управления образованием (непосредственно учреждением образования) (далее - договор) в соответствии с законодательством.
10. Фактический объем работ, выполняемых медицинскими работниками в учреждениях образования, зависит от типа (вида) учреждения образования, численности групп (классов), возраста и контингента детей, режима работы учреждения образования.
Должностные инструкции медицинских работников, разработанные в соответствии с настоящей Инструкцией, и график работы медицинского работника в учреждении образования утверждаются руководителем соответствующей организации здравоохранения по согласованию с руководителем учреждения образования.
11. Приобретение лекарственных средств осуществляется территориальной организацией здравоохранения:
для формирования укладок по оказанию неотложной помощи воспитанникам учреждений образования с круглосуточным пребыванием детей;
для оснащения медицинского кабинета учреждения образования лекарственными и дезинфицирующими средствами в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции;
для получения лечения по назначению врача, в том числе при нахождении на постоянной заместительной терапии, в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных учреждениях образования с круглосуточным пребыванием.
12. В медицинском кабинете (пункте) формируется аптечка в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции.
Комплектация аптечки проводится территориальной организацией здравоохранения. Ответственность за своевременность подачи требований по дооснащению аптечки, контроль за сроками годности лекарственных средств возлагается на медицинского работника.
13. Медицинский работник несет ответственность за своевременность подачи заявки на метрологическую поверку оборудования и его ремонт. Метрологическая поверка, ремонт оборудования, находящегося в медицинских кабинетах (пунктах) учреждений образования, осуществляется территориальной организацией здравоохранения в установленном законодательством порядке.
14. В медицинском кабинете (пункте) учреждений образования с круглосуточным пребыванием детей формируются укладки с алгоритмами действий медицинского работника по оказанию неотложной помощи при возникновении следующих состояний: гипертермия, судорожный синдром, бронхообструктивный синдром, стенозирующий ларинготрахеит, анафилактический шок, гипогликемия; аптечка для профилактики профессионального заражения ВИЧ, противопедикулезная укладка, средства для оказания первичной (доврачебной) медицинской помощи при кровотечениях, травмах, переломах.
При обеспечении медицинского сопровождения участия детей в массовых мероприятиях, на госпитализацию или консультацию в организации здравоохранения формируется транспортная укладка.
15. При нахождении ребенка на постоянной заместительной терапии или при получении им каких-либо лекарственных средств по назначению врача медицинский работник выполняет данные назначения или создает условия для их выполнения при предоставлении родителями либо законными представителями ребенка (за исключением руководителей детских интернатных учреждений) лекарственных средств и расходных материалов, а также соответствующего заявления на прием лекарственных средств на основании заключения врача.
16. В медицинском кабинете ведется следующая медицинская документация:
журнал регистрации амбулаторных пациентов (форма N 074/у);
журнал учета инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, осложнений после прививки (форма N 060/у);
журнал учета санитарно-просветительной работы (форма N 038/у);
журнал учета температуры в холодильнике;
журнал изолятора.
Бухгалтерская документация ведется в соответствии с действующим законодательством.
При организации и проведении иммунопрофилактики и туберкулинодиагностики медицинскими работниками на базе медицинских кабинетов учреждений образования ведется соответствующая медицинская документация.
17. Вопросы организации медицинской помощи в учреждениях образования ежегодно рассматриваются на заседании медико-санитарного совета территориальной организации здравоохранения с участием руководителей учреждений образования.
Вопросы состояния здоровья детей, обучающихся в учреждениях образования, не менее двух раз в год должны рассматриваться на педагогических советах учреждения образования и родительских собраниях.
18. При возникновении производственной необходимости в установленном законодательством порядке может осуществляться перераспределение функциональных обязанностей между медицинскими работниками в учреждениях образования.
19. Примерный объем работ, выполняемых в учреждениях образования медицинскими работниками со средним специальным образованием:
организационного характера:
- ведение установленной медицинской учетно-отчетной документации;
- учет и хранение медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, лекарственных средств;
- в дошкольных учреждениях контроль ежедневного утреннего приема детей, проводимого воспитателями группы;
- участие в организации и контроле совместно с руководителем учреждения образования санитарно-эпидемиологического режима, режима дня, питания, санитарного состояния помещений (пищеблока, учебных классов, игровых, спальных помещений, физкультурного зала, территории), занятий физической культурой;
- выполнение положений должностной инструкции;
- проведение инструктажа с персоналом учреждений образования по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима;
- оказание в пределах компетенции помощи администрации и коллективу учреждения образования в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей;
- осуществление контроля совместно с администрацией учреждения образования и территориальным центром гигиены и эпидемиологии в организации питания в учреждениях образования;
- участие совместно с руководителем учреждения образования и иными работниками в организации питания обучающихся в соответствии с действующими санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами и должностными инструкциями;
- участие в организации летнего оздоровления детей;
- выполняет иные функции в строгом соответствии с действующими Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
организация оказания медицинской помощи:
- выполнение поручений и назначений врача по всем аспектам организации оказания медицинской помощи детям в учреждениях образования;
- выполнение врачебных назначений по лечению детей с заболеваниями, не препятствующими нахождению в учреждениях образования;
- осмотр детей при подозрении на острое заболевание и детей, находящихся в изоляторе;
- оказание доврачебной медицинской помощи, в том числе неотложной, при угрожающих жизни состояниях;
- организация оказания врачебной помощи, госпитализации ребенка в стационарную организацию здравоохранения, вызов бригады скорой медицинской помощи; для учреждений с круглосуточным пребыванием детей - сопровождение на госпитализацию и консультацию в государственные организации здравоохранения, в том числе областного и республиканского уровня;
- информирование родителей и законных представителей ребенка о случае заболевания ребенка во время пребывания в учреждении образования;
- периодические осмотры детей на наличие заразных кожных заболеваний, педикулеза;
- организация и проведение осмотров всех вновь поступивших детей с определением совместно с коллективом учреждения образования комплекса мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации;
профилактическая и санитарно-просветительная работа:
- оздоровительно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и травм, закаливание детей и формирование у них основ здорового образа жизни;
- представление рекомендаций родителям либо законным представителям ребенка по здоровому образу жизни, закаливанию и оздоровлению ребенка с учетом его возраста, состояния здоровья и особенностей развития;
- проведение совместно с территориальными центрами гигиены и эпидемиологии противоэпидемических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний;
- санитарно-просветительская работа с детьми, сотрудниками учреждений образования и законными представителями ребенка;
- обеспечение защиты прав детей (в пределах компетентности): выявление детей, находящихся в социально опасном положении, пострадавших от жесткого обращения с ними, детей, нуждающихся в государственной защите, и передача сведений об этих детях в территориальную организацию здравоохранения и руководителю учреждения образования.
20. Объем работ, выполняемых врачом-педиатром, в учреждениях образования:
организационного характера:
- руководство работой медицинского персонала со средним специальным медицинским образованием по всему объему выполняемых ими работ при организации медицинской помощи детям в учреждении образования;
- ведение установленной учетно-отчетной медицинской документации, контроль качества ее ведения медицинским работником со средним медицинским образованием;
- анализ результатов медицинского осмотра детей, информирование руководства учреждения образования о состоянии и динамике их здоровья и разработка комплекса мер, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей;
- контроль организации питания в учреждениях образования;
- обеспечение преемственности между территориальной организацией здравоохранения, учреждением образования и другими заинтересованными органами по вопросам здоровья детей;
- обеспечение врачебного сопровождения при организации физического воспитания и закаливания детей (совместно с руководителем учреждения образования);
организация оказания медицинской помощи:
- амбулаторный прием детей, оказание им врачебной, в том числе неотложной, медицинской помощи и организация, при необходимости, оказания специализированной медицинской помощи, госпитализации ребенка в стационарную организацию здравоохранения;
- медицинский осмотр детей, в том числе находящихся в изоляторе, назначение соответствующих лечебно-диагностических, оздоровительных, реабилитационных мероприятий;
- организация и проведение медицинских профилактических осмотров детей с оценкой группы здоровья, физического развития и группы по физической культуре (в зависимости от типа и / или вида учреждения);
проведение совместно с работниками учреждения образования в пределах своей компетенции работы по профессиональной ориентации школьников;
участие в организации летнего оздоровления детей.
21. Объем работ, выполняемых профильным специалистом (врачом-стоматологом, врачом-психотерапевтом, врачом-физиотерапевтом, врачом-травматологом-ортопедом, врачом-оториноларингологом, врачом-психиатром, врачом-онкологом, психологом, логопедом и другими врачами специалистами), в учреждениях образования дополняется соответствующими положениями по специальности с учетом его фактической занятости, а также в зависимости от типа и / или вида учреждения.
22. При круглосуточном нахождении детей в учреждении образования (школы-интернаты, детские дома, гимназии-интернаты, кадетские училища и др.) объем работ врача-педиатра дополняется следующими положениями:
организация диспансерного наблюдения детей;
контроль состояния их здоровья, в том числе после вакцинации, выписки из стационарных организаций здравоохранения и учреждений оздоровления;
организация и проведение консультаций, амбулаторного лечения, лечения в изоляторе, реабилитационных мероприятий;
организация медицинского сопровождения групп детей при проведении массовых мероприятий.
23. В санаторных школах-интернатах примерный объем работ, определенный пунктом 15, дополняется положениями по организации проведения диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждому профилю соответственно.
24. Примерный объем работ, выполняемых в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием детей, медицинской сестрой-диетологом:
выполнение функциональных обязанностей медицинской сестры-диетолога предполагает:
- ведение установленной документации;
- контроль прохождения сотрудниками пищеблока медицинских осмотров;
- участие в работе бракеражной комиссии;
- участие в разработке меню-раскладки и составлении ежедневного меню на основании примерного двухнедельного меню;
- анализ выполнения натуральных норм основных продуктов с последующей корректировкой меню;
- проведение С-витаминизации готовых блюд;
- организацию индивидуального диетического питания детей на основании заключения врача;
- анализ данных по организации питания детей в учреждении образования и представление информации руководителю организации здравоохранения и учреждения образования;
- при необходимости оказание доврачебной медицинской помощи;
совместно с администрацией учреждения образования осуществляет контроль:
- соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при организации питания детей;
- санитарного состояния пищеблока;
- качества доставляемых продуктов, правил хранения и сроков реализации;
- закладки продуктов питания и выхода блюд, отпуск продуктов из пищеблока;
- соблюдения технологии приготовления и качества пищи;
- соблюдения графика выдачи пищи на пищеблоке;
- ведения журнала "Здоровье";
- укомплектованности аптечки первой медицинской помощи на пищеблоке;
выполняет иные функции по организации питания в строгом соответствии с действующими Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
Приложение 1
к Инструкции об организации
оказания медицинской помощи
учащимся в учреждениях
образования
ПРИМЕРНЫЙ ТАБЕЛЬ ОСНАЩЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО КАБИНЕТА / ПУНКТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
<pre style="font-size: 11px; color: rgb(51, 51, 51); background-color: rgb(240, 240, 240);"> -------+-------------------------------------------+------------------ ¦N п/п ¦ Наименование изделий медицинского ¦ Количество изделий ¦ ¦ ¦ назначения и медицинской техники ¦ (штук) ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 1 ¦Аппарат для ручной вентиляции легких (мешок¦ 1 ¦ ¦ ¦Амбу в комплекте) ¦ ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 2 ¦Весы медицинские ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 3 ¦Воздуховод ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 4 ¦Грелка резиновая ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 5 ¦Дозатор для жидкого мыла ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 6 ¦Емкость для термометров и шпателей ¦ 2 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 7 ¦Жгут кровоостанавливающий ¦ 2 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 8 ¦Зажим кровоостанавливающий ¦ 3 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 9 ¦Зонд желудочный с воронкой ¦ 2 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 10 ¦Клеенка медицинская ¦ 3 метра ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 11 ¦Коробка стерилизационная круглая ¦ 2 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 12 ¦Корнцанг прямой ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 13 ¦Кружка Эсмарха (резиновая), комплект ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 14 ¦Кушетка медицинская смотровая ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 15 ¦Лоток (тазик) эмалированный почкообразный ¦ 4 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 16 ¦Наборы посиндромный, для оказания скорой и ¦ по 1 ¦ ¦ ¦неотложной медицинской помощи (в ¦ ¦ ¦ ¦учреждениях образования для круглосуточного¦ ¦ ¦ ¦пребывания) ¦ ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 17 ¦Ножницы ¦ 2 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 18 ¦Носилки санитарные ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 19 ¦Облучатель бактерицидный настенно- ¦ 1 ¦ ¦ ¦потолочный ¦ ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 20 ¦Одноразовые стаканчики ¦ 100 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 21 ¦Палочка для йода ¦ 100 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 22 ¦Перчатки хирургические ¦ 30 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 23 ¦Пинцет ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 24 ¦Пипетка глазная ¦ 10 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 25 ¦Прибор для измерения артериального давления¦ 1 ¦ ¦ ¦(тонометр с разновозрастными манжетами) ¦ ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 26 ¦Пузырь для льда резиновый ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 27 ¦Ростомер ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 28 ¦Салфетки стерильные ¦ 30 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 29 ¦Система для переливания крови, ¦ 2 ¦ ¦ ¦кровезаменителей и инфузионных растворов ¦ ¦ ¦ ¦(одноразовая) (в учреждениях образования ¦ ¦ ¦ ¦для круглосуточного пребывания) ¦ ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 30 ¦Секундомер ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 31 ¦Скальпель ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 32 ¦Спринцовка с мягким наконечником ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 33 ¦Стол, 2 стула ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 34 ¦Столик инструментальный ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 35 ¦Таблица для определения остроты зрения + ¦ 1 ¦ ¦ ¦осветитель таблиц для определения остроты ¦ ¦ ¦ ¦зрения ¦ ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 36 ¦Термометр медицинский ¦ 10 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 37 ¦Холодильник для хранения медицинских ¦ 1 ¦ ¦ ¦препаратов ¦ ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 38 ¦Фонендоскоп ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 39 ¦Щетка для рук ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 40 ¦Шины иммобилизационные ¦ 5 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 41 ¦Шкаф двухстворчатый для одежды медицинского¦ 1 ¦ ¦ ¦персонала ¦ ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 42 ¦Шкаф медицинский ¦ 2 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 43 ¦Шпатель одноразовый ¦ 100 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 44 ¦Шприц одноразовый 2,0; 5,0; 10,0 мл ¦ по 20 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 45 ¦Штатив ¦ 1 ¦ +------+-------------------------------------------+----------------------+ ¦ 46 ¦Электросушильное устройство или набор ¦ 1 ¦ ¦ ¦одноразовых полотенец ¦ ¦ ¦------+-------------------------------------------+-----------------------</pre>
Приложение 2
к Инструкции об организации
оказания медицинской помощи
учащимся в учреждениях
образования