Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Дата: 9 ноября 2015 в 13:13

Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека<o:p></o:p>

Умножать, а не только уважать человека в человеке.<o:p></o:p>

Е.Н.Ильин<o:p></o:p>

Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы 84-й школы г. Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.<o:p></o:p>

Классификационные параметры системы Е.Н.Ильина<o:p></o:p>

По уровню применения: частнопредметная.<o:p></o:p>

По философской основе: гуманистическая.<o:p></o:p>

По основному фактору развития: социогенная + психогенная.<o:p></o:p>

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами суггестии.<o:p></o:p>

По ориентации на личностные структуры: эмоциональная сфера (СЭН).<o:p></o:p>

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная.<o:p></o:p>

По типу управления: система малых групп.<o:p></o:p>

По организационным формам: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.<o:p></o:p>

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.<o:p></o:p>

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.<o:p></o:p>

По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.<o:p></o:p>

По категории обучаемых: массовая + продвинутая.<o:p></o:p>

Целевые ориентации<o:p></o:p>

•  Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.<o:p></o:p>

•  Преподавание литературы как искусства.<o:p></o:p>

Концептуальные положения и гипотезы<o:p></o:p>

• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;<o:p></o:p>

•  принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;<o:p></o:p>

•  художественность: урок литературы строится по законам искусства (худо жественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;<o:p></o:p>

•  принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;<o:p></o:p>

•  в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;<o:p></o:p>

•  идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;<o:p></o:p>

•  нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;<o:p></o:p>

•  знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;<o:p></o:p>

•  сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;<o:p></o:p>

•  педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;<o:p></o:p>

•  формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;<o:p></o:p>

•  метод духовного контакта;<o:p></o:p>

•  демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;<o:p></o:p>

•  учитель - предметник, художник, врач;<o:p></o:p>

•  работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.<o:p></o:p>

Особенности содержания<o:p></o:p>

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы:<o:p></o:p>

а)  вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;<o:p></o:p>

б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);<o:p></o:p>

в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.<o:p></o:p>

Особенности методики<o:p></o:p>

В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.<o:p></o:p>

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.<o:p></o:p>

Урок литературы - это:<o:p></o:p>

-   человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;<o:p></o:p>

-   своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;<o:p></o:p>

-   не аргументы и факты, а открытия;<o:p></o:p>

-   совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.<o:p></o:p>

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.<o:p></o:p>

Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.<o:p></o:p>

В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.<o:p></o:p>

Литература<o:p></o:p>

1. Иванихин В,В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.<o:p></o:p>

2.     Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М., 1991.<o:p></o:p>

3.     Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.<o:p></o:p>

4.     Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.<o:p></o:p>

5.     Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.<o:p></o:p>

6.     Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина».<o:p></o:p>

7.     Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.<o:p></o:p>

8.     Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.<o:p></o:p>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.