Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

ТРИ ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ, ПО КОТОРЫМ ДОЛЖНА ВЕСТИСЬ ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

Дата: 22 июля 2014 в 17:04

 

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

        Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет, в первую очередь, о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
       Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
 
       В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
       
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе:
физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
     
 Что понимается под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по¬казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
       В содержание 
интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
      Под 
личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
   
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
   Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе 
мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.
   В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие 
методики для их диагностики.
     В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

      Готовность по 
первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
   
  Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.
   Содержание 
третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.
      В
 четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.
     
Пятый критерий – проявление самостоятельности – можно рассматривать, как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.
   
   Шестой критерий предполагает формированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.
       В содержание 
седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.
 
     Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возра

АНКЕТА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Класс
Фамилия, имя ребенка 
Ф.И.О. родителя, заполнявшего анкету ________________________________________________________
Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.
1. Охотно ли идет ребенок в школу?
- неохотно
- без особой охоты
- охотно, с радостью
2. Вполне ли ваш ребенок приспособился к школьному режиму? Принимает ли, как должное, новый распорядок?
- пока нет
- не совсем
- в основном, да
3. Переживает ли ваш ребенок свои учебные успехи и неуспехи?
- скорее нет, чем да
- не вполне
- в основном, да
4. Часто ли ваш ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
- иногда
- довольно часто
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
- в основном отрицательные впечатления
- положительных и отрицательных примерно поровну
- в основном положительные впечатления
6. Сколько времени в среднем тратит ваш ребенок ежедневно на домашнее чтение?
______________________________________________________(укажите конкретную цифру)
7. Как ваш ребенок преодолевает трудности в работе?
- перед трудностями сразу пасует
- обращается за помощью
- старается преодолеть сам, но может отступить
- настойчив в преодолении трудностей
- затрудняюсь ответить
8. Способен ли ваш ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
- сам этого сделать не может
- иногда может
- может, если его побудить к этому
- как правило, может
- затрудняюсь ответить
9. Часто ли ваш ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
- довольно часто
- бывает, но редко
- такого практически не бывает
- затрудняюсь ответить
10. Справляется ли ваш ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
- нет
- скорее нет, чем да
- скорее да, чем нет
- да

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.