Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «Мой ребенок – младший школьник»

Дата: 11 октября 2021 в 12:45, Обновлено 11 октября 2021 в 12:50

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА  

государственного учреждения образования «Средняя школа №21 г.Орши»

на 2021/2022 учебный год

  1. ступень – «Мой ребенок – младший школьник»  для родителей учащихся I-IV классов,
  2. ступень – «Мой ребенок – подросток»  для родителей учащихся V-IX классов,
  3. ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»  для родителей учащихся X-XI классов  учреждений общего среднего образования

                                                  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. 

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка. 

Основные задачи Родительского университета:

 формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

 формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

 обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

 организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета: I. Организационное:

  • формирование очной и дистанционной форм обучения в

Родительском университете;

  • разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
  • создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II. Информационно-просветительское:

  • презентация        содержания         программы         и       мероприятий

Родительского университета;

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
  • правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
  • психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,  обучения  ребенка;
  • гражданское: о путях развития образования, школы.

 консультирование родителей по юридическим, психологопедагогическим и другим проблемам.

III. Содержательное:

  • научно-методическое обеспечение формирования психологопедагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом. 

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

  • на оценке родителями собственного жизненного опыта;
  • на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
  • на стабильном общении детей и их родителей;
  • на формировании атмосферы поиска новых знаний;
  • на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребѐнка;
  • на развитии творческих способностей членов семьи;
  • на умении видеть результаты развития детей; 
  • на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учѐтом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням: 

  1. ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
  2. ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
  3. ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования. 

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий: 

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета: 

  • формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
  • повышение интереса родителей к самообразованию;
  • удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
  • развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
  • охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учѐтом возрастных психологических особенностей учащихся.

          

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

  1. ступень – «Мой ребенок – младший школьник»  для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе- ния

Форма проведения

Ответственные

1

1-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. 

Физиологическая,

психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социальнопсихологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе 

сентябрь

лекция/

практикум

/ вебинар

классный

руководитель, педагог-

психолог, 

медицинский работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарногигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

беседа/

практикум

/ мастеркласс 

классный

руководитель,

медицинский работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. 

Ценности, традиции и обычаи

январь

круглый стол/

дискуссия/ форум 

классный руководитель

семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоциональночувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций

ребенка

апрель

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагогпсихолог

2

2-е классы

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа/

семинар-

практикум

/ вебинар

классный руководитель

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. 

декабрь

круглый стол/

классный руководитель,

Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

семинар-

практикум

/ вебинар

медицинский работник

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное   благополучие          и семейное          неблагополучие. Факторы,   причины    и индикаторы        семейного неблагополучия.          Семьи        со скрытой          формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

лекция/

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагогпсихолог, педагог социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии

май

круглый стол/

форум/ дискуссия/

классный руководитель

работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

мастер-

класс

3

3-е классы

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребѐнка.  Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

беседа/

семинар-

практикум

/ вебинар

классный руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. 

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших

школьников

декабрь

лекция/

семинар-

практикум

/ мастеркласс 

педагогпсихолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование     умений   и

январь 

беседа/

дискуссия/ практикум

педагог

социальный, медицинский

навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения.

Семья           как           система

межличностных

взаимодействий. Общение как процесс      взаимовлияния. Особенности       семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог-

психолог, педагог социальный

4

4-е классы

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия:

способность осознать причины

сентябрь 

лекция/ вебинар

педагог-

психолог,

медицинский работник 

учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности:

культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/

семинарпрактикум

классный

руководитель, педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.  Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/

семинарпрактикум

педагог-

психолог,

классный руководитель

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире 

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе 

педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный 

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребѐнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный 

нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребѐнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?  Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

          

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 

  1. ступень – «Мой ребенок – подросток»  для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе- ния

Форма проведения

Ответственные

1

5-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации

пятиклассников к школе 

сентябрь

семинар-

практикум

/ вебинар

классный

руководитель, педагогпсихолог,

медицинский работник

1.2

Тема      2.      Ребенок            среди

сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со

сверстниками 

ноябрь

круглый стол/

беседа/

семинарпрактикум

классный

руководитель, педагог-

психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

февраль

лекция/

педагог-

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового

возраста

беседа/ вебинар

психолог,

педагог

социальный, 

медицинский работник

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского

авторитета

май 

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный

руководитель, педагог социальный

2

6-е классы

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье.

Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-

психолог, педагог

социальный, классный руководитель

семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. 

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.).

Причины   зависимого поведения.          Профилактика зависимостей в подростковой среде.         Роль родителей в предупреждении

отклоняющегося          поведения подростков.

декабрь

семинар-

практикум

/ вебинар/ психологи ческий тренинг

педагог-

психолог,

классный руководитель

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности.

Основные                      правила

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-

педагог-

психолог,

классный руководитель

медиабезопасности для родителей и подростков.

Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от

опасностей в социальных сетях

практикум

/ мастеркласс

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

конференция/

семинарпрактикум

/ вебинар

педагог

социальный,

медицинский работник

3

7-е классы

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. 

Возрастные особенности 13-14летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-

психолог,

медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.  Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы

ноябрь

круглый стол/

беседа/ вебинар

педагог

социальный,

инспектор по делам

и    причины правонарушений.

Подростки «группы риска»

несовершен-

нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь     семьи    с ребенком-

подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. 

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

конференция/ дискуссия/ форум/

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог

социальный, педагогпсихолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на

успех

апрель

беседа/

семинарпрактикум

/психологи ческий тренинг

классный

руководитель, педагогпсихолог

4

8-е классы

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода.

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагогпсихолог, педагог

Постановка          целей          и          их достижение. 

Успеваемость в школе как один из факторов успешного

достижения целей

социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения

(поведения «жертвы»)

декабрь

конференция/

форум/

семинар-

практикум

/психологи ческий тренинг

педагог-

психолог, педагог

социальный,

инспектор по делам

несовершеннолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди

несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

март

беседа/

семинарпрактикум

/ вебинар

педагог-

психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор.

май

круглый стол/

конференция/

семинарпрактикум

педагог-

психолог,

социальный педагог,

классный руководитель

Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детскородительских конфликтов. 

Школьные             конфликты.

Культура поведения взрослых и детей при возникновении

школьных конфликтов

/психологи ческий тренинг

5

9-е классы

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения.

Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты,

отношение к учебе

сентябрь

лекция/

конференция/ вебинар

педагог-

психолог,

классный

руководитель,

медицинский работник

5.2

Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия. 

Формы агрессивного поведения подростков. Причины

ноябрь

беседа/

семинар-

практикум

/ вебинар

педагог-

психолог, педагог социальный

агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка.

Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения

подростка

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика

вредных привычек 

февраль

лекция/ беседа/

семинарпрактикум

педагог-

психолог,

классный

руководитель, педагог социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся.

апрель

конференция/

форум/

семинар-

практикум

/ вебинар

педагогпсихолог,

социальный педагог,

классный руководитель 

Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?

Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей      и профессиональных интересов подростков

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков 

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский

психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

работник,  инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов

Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье 

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник

8

Как   научиться понимать   и       принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа:      удовольствие      или наказание?

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник 

Отношения между мальчиками и девочками:

проблемы полового воспитания

Как сохранить

репродуктивно

е

здоровь

е

подростка?

9

Формирование

правосознания

и

ответственности подростка за свои поступки.

Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

и

в

Свободное

время

его

значение

формировании личности подростка

Интернет

-

зависимость: пути

преодоления

Организация свободного времени детей в

период летних каникул

Ответственное

родительство

залог

благополучия семьи

классный

руководитель,

педагог социальный,

педагог

-

психолог,

инспектор по делам

несовершеннолетних

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»  для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых

вопросов

Сроки проведе- ния

Форма проведе- ния

Ответственные

1

10-е классы

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи.

Проблема здорового питания.

сентябрь 

лекция/ беседа/

семинарпрактикум

педагог

социальный,

медицинский работник

Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

/ вебинар

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему

ребѐнку

ноябрь

круглый стол/ дискуссия/

форум/

мастеркласс 

педагог-

психолог,

медицинский работник

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании

репродуктивного здоровья юношей и девушек.  Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. 

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.  Рискованное поведение молодежи. Незапланированная

февраль

беседа/

круглый стол/ вебинар

педагог-

психолог, педагог социальный

беременность и аборт. Профилактика ЗППП.  Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности

старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол/ дискуссия/

психологи ческий

тренинг, вебинар

классный

руководитель, педагогпсихолог

2

11-е классы

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в

октябрь

семинар-

практикум / форум/ вебинар

педагог-

психолог,

классный руководитель

процессе выбора профессии и самоопределении

старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии 

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска.

Формирование зависимости.  Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-

зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

конференция/

беседа/ практикум

педагог-

психолог, педагог

социальный,

медицинский работник,

инспектор по делам

несовершеннолетних

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

педагог

социальный, классный

руководитель

брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных

взаимоотношений и традиций в подготовке

старшеклассников к семейной жизни

2.4

Тема 4. Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).  Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей

май

семинар-

практикум

/ мастеркласс/

психологи ческий тренинг

классный

руководитель, педагог-

психолог,

медицинский работник

выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, медицинский работник

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский

Закон и ответственность несовершеннолетних

Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

работник

          

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

< >Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с.  Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с. Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с. Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с. Кабуш,      В.Т. Гуманизация       воспитательного          процесса    в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 184 с.

< >Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с. Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-deteji-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019. 

< >Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.

< >Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с.  Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 190 с. Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.

< >Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнѐва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 160 с. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с. Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с. Недвецкая,          М.     Н.      Теория       и       практика    организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с.

< >Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с.  Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.

< >Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.

< >Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.

< >Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.  Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с. Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с.  Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с.  Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.

< >Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394. Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2019. – 160 с. Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132. 

< >Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019. 

< >Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с.  Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с. Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с.  Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с. Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 198 с.  Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с. Шнейдер,   Л.      Б.      Семейная   психология:        Антология          / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.