Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Заседание №3 методического объединения учителей истории, географии, биологии, химии

Дата: 22 января 2019 в 13:35

4 января 2019 года состоялось заседание методического объединения

учителей истории, географии, биологии, химии.

Повесткой дня было обсуждение  основных причин неуспеваемости на учебных предметах естественного цикла, методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости, а также выработка рекомендаций по снижению неуспешности на учебных занятиях естественного цикла

Учителя истории считают, что для некоторых учащихся характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления  вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

Как отмечают учителя химии и биологи, на качество учебной работы отражается прежде всего то, что учащиеся, имеющие достаточный уровень обучаемости привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда (химия), задания по устным предметам усваивают поверхностно (биология). В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп.

Проанализировав выше сказано, можно сделать вывод, что слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у неуспешных школьников отсутствует критичность. Причем полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
           Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу.

Но может ли учитель ограничиваться только хорошим уроком? Этого, конечно, недостаточно. Надо учитывать, что в каждом классе имеются от двух до пяти человек, а то и более, с очень слабым интеллектуальным развитием, и с ними учитель должен работать индивидуально и на уроке и вне урока. Поэтому с самых первых дней учебного года и далее следует досконально изучать сильные и слабые стороны знаний, умений и навыков всех учеников, чтобы незамедлительно выявлять пробелы и принимать меры по их предупреждению и устранению. Очень важно не упустить время, не дать образоваться запущенности, преодолеть которую потом будет гораздо труднее.

Чтобы удовлетворить духовную потребность учащихся – особенно старших классов, учитель в ходе изложения должен непрерывно будить мысль учащихся. Самое интересное изложение для подростков и юношества то, в котором что-то недосказано.

В преподавании истории самое главное – научить самостоятельно отбирать, познавать и усваивать нужное, умело применять знания. Все знания, приобретенные учащимися, должны быть ими самими продуманы, переработаны в сознании, ибо только через знания и труд лежит путь к силе, активности, уважению, радости, формированию мировоззрения, определяющего жизненную позицию и поведение человека.

Чем старше класс, тем более нетерпимы стандартные уроки, когда всё идёт по раз и навсегда определенной схеме. А это не может не сказаться на глубине и прочности знаний.

Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях. В основу анализа основных причин неуспеваемости школьников и возможных путей их предупреждения положены как собственные наблюдения, так и почерпнутые из современной педагогической литературы.

Для преодоления школьной  неуспеваемости на уроках  необходимо изучить возможные причины неуспеваемости отстающих и в меру сил нейтрализовать их. Вместе с учениками спланировать режим дня, учить детей навыкам самостоятельной работы, войти в тесный контакт с родителями. Создавать ситуации успеха отстающим школьникам.

Обучать учащихся системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий. Проводить дополнительное инструктирование отстающих учеников о каждом новом этапе учебной деятельности в школе и дома.

Организовать постоянный, тщательно согласованный с родителями, контроль над учебной работой отстающих учеников.

Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету. Организовать систематические дополнительные занятия для слабоуспевающих учеников, индивидуализировать работу с ними.

Найти оптимальное сочетание помощи отстающим со стороны хорошо и отлично успевающих учеников и индивидуальной работой учителя.

Индивидуализировать домашние задания с максимальным учетом возможностей ученика и его наклонностей.

Работа с неуспевающими учениками – составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. Мы не можем подходить к этой работе формально, тем более забывать о ней.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.