НЕВОСПИТАННЫЙ МАЛЬЧИК ИЛИ НЕДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОГО ВОСПИТАНИЯ |
|
Что, разве не так? Тогда есть повод серьезно поговорить.
Случаются в моей практике частые случаи «недопонимания» между мальчиками и девочками. Особенно это относится к возрасту старшей группы детского сада и периоду начальной школы. Мальчики всерьез поддают девочкам, что вызывает в родителях последних серьезные поводы для негодования. Ведь девочек бить нельзя.
«Девочек бить нельзя!» – несут они как знамя грозные обвинения на теряющихся под натиском мальчишек. – «Их надо защищать!»
Поддаваясь общему негодованию, я тоже стала пытаться настроить драчунов на волну защиты, но получила нежданный для себя ответ: «А какая же она девочка?! Она ни с того, ни с сего толкает ногой в живот, кусается, бьет в спину, когда я прохожу мимо! Девочек я не бью. Девочки – они хорошие. А она не девочка. Я ей сдачи даю».
Признаться, этот ответ заставил меня серьезно задуматься о самой сути проблемы. И проблема эта предстала мне в двух важных аспектах:
Деление девочек мальчиками на «собственно девочек» и «не девочек», и, соответственно, разное к ним отношение;
Явно «не девичье» поведение девочек по отношению к мальчикам;
Нравственный выбор между «терпеть» и «дать сдачи девочке».
Начнем с самого первого: восприятие девочек мальчиками. Как это ни парадоксально, но мальчики практически уже с самого рождения точно знают о том, кто такая девочка. Очевидно, это врожденное знание представляет собой тот феномен, который сегодня модно называть термином «архетип». На этом чувственном уровне мальчишка улавливает самую суть женственности: противоположное отличие от них. Это юбки и платья, плавные движения, тихая речь, легкая походка; это скромный смех, тактичные и вежливые разговоры, излучаемая любвеобильность и радушие.
Наблюдая за детскими коллективами, я заметила, что девочек, обладающих всеми этими качествами, действительно практически не обижают. Самое страшное, что с ними происходит – это дерганье за косички, как неумелый способ начать столь желаемое общение. Но бить, обижать – нет! Их либо защищают, либо и вовсе обходят стороной, как «существо непонятное» для мальчишеского мировосприятия. (К слову сказать, не бьют и мальчиков, проявляющих в своем поведении столь женственные качества, что тоже нередко встречается).
Ну а если девочка представляет собой полную противоположность этим качествам? Если она задиристая, бесцеремонно встревающая в мальчишеские игры, навязывающая свое мнение? Если девочка начинает вести себя, как мальчик, то она быстро теряет в его глазах образец женственности и воспринимается им как равный ему – как мальчик. А с мальчиком разговор другой. Если мальчик задирается – он получает сдачи.
Конечно, так будет не всегда. Все это будет характерно только до возраста начала полового созревания мальчиков, когда на смену «чувственного восприятия» половых различий придет еще и социальное научение вкупе с изменившимся на мир взглядом под влиянием гормональной перестройки организма. Тогда они будут осознавать, что обе обладательницы столь разного поведения являются девочками, и желать общения с ними любыми. Конфликты и драки прекратятся, и начнется мирный период дружбы и понимания. Но все это будет потом. Гораздо позже. А пока… Пока есть «девочки» и «мальчишки в женском платье».
Но если восприятие половых различий мальчиков в этом возрасте большей частью чувственное, то вот поведение девочек – это уже скорее выраженный плод научения. Безусловно, есть девочки с рождения более живые и активные. Но их активность скорее проявляется в веселых играх, шумной дружбе с мальчишками и редко выливается в драки. Именно про таких есть всем известная реплика: «Хороший ты парень, Наташка!»
А вот откуда в поведении девочек берется драчливость, ярко выраженная агрессия по отношению к мальчикам?
Ответ на этот вопрос частично тоже был найден мною посредством наблюдения, но уже не за детским коллективом, а за детскими увлечениями. В подавляющем большинстве случаев среди обладательниц такого поведения образцами для подражания служат «Феи Винкс», «Воины Сейлормун», «Крошки Братц» и еще добрая сотня на мой поверхностный взгляд совершенно наглых и агрессивных сказочных персонажей. Посредством мультфильмов, журналов, раскрасок девочкам навязывается несвойственное им поведение, отношение к миру и ее месте в нем.
Я до сих пор с ужасом вспоминаю, как одна из девочек 6-и лет на мою просьбу нарисовать себя принцессой вдохновенно (что и испугало меня более всего!) выводила на листе лужи крови и разбросанные топоры вокруг улыбающейся «принцессы». А потом поясняла, что она (принцесса) рождена для борьбы со злом. И хотя это, конечно, крайность, но сама по себе картина неутешительная.
Насмотревшись фильмов, где героини наравне с мужчинами участвуют в драках за победу добра и справедливости (что само по себе уже сомнительно, ибо драка за добро – это тоже из серии нравственного противоречия), они начинают реализовывать это и в реальной жизни. Ведь героини этих фильмов всегда успешны, пользуются вниманием у противоположного пола, а не секрет, что половое созревание девочек идет быстрее, чем созревание мальчиков. Это одна из причин.
Однако, как бы порой не хотелось переложить вину на плечи кого-то еще, но виноватыми бывают не только СМИ. Большую роль (а подчас и определяющую) играет поведение матери и отца в семье. Помните английскую поговорку: «Не воспитывайте детей. Они все равно будут похожи не вас. Воспитывайте себя». Если мама девочки открыто говорит мне при дочери о том, что и она в детстве «ради шутки дралась с мальчиками», что же ждать от ребенка?! Если мама при дочери позволяет себе нелестно отзываться о ее отце, какое отношение будет у девочки к мальчикам?! Яблоко от яблони, как говорится, недалеко падает.
Да и активная пропаганда модного на сегодняшний день явления «женщина-стерва», о чем мы имеем в знак свидетельства забитые книжные полки в магазинах и высокий интерес потребителей к подобного рода сайтам, накладывает отпечаток на восприятие их поведения родителями: девочка учится быть независимой, иметь чувство собственного достоинства, учится быть счастливой и успешной в жизни. На деле получается, что попуская такое поведение в своих детях, родители уничтожают зачатки женственности, мотивируя это жаждой дальнейшего жизненного успеха, лидерской позиции в жизни. Само по себе это неплохо. Я бы даже сказала, что очень хорошо, но… Но достойно ли это, если ценою выступает честь и достоинство другого человека?
Об успехе последователей современной науки «стервологии» в области создания счастливой и крепкой семьи стоит, наверное, поговорить в другой статье, ибо это тоже скорее «замок на песке», чем практически доказанная реальность. А сейчас мы имеем желание девочек самоутвердиться в мальчишеской среде, жажда самоактуализации за счет активного и агрессивного поведения.
Подойдя к анализу третьего из обозначенных мною ранее аспектов, мне стало воистину жаль всех мальчиков, оказавшихся в тисках выбора между нравственным табу на драку с девочками и нравственной же потребностью постоять за себя.
Да. Мужчина должен уметь терпеть. И терпение его приветствуется и с точки зрения религии, и с точки зрения нравственности. Но одно дело, когда мужчина терпит за свою семью, за веру, за Отчизну, за благополучие близких. Тогда это терпение обоснованно и оправданно. И совсем другое дело, когда он терпит за самодурство эгоистичной девочки.
Невоспитанный – так зачатую отзываются о мальчишке родители «пострадавшей» девочки, а нередко и учителя, воспитатели. Но была ли при этом образцом воспитанности сама девочка – об этом история почти всегда умалчивает. Однако, не лишним было бы вспомнить, что сегодня мы, к сожалению, имеем много женских колоний и тюрем. По данным официальной статистики доля женщин, отбывающих наказание за преступления, связанные с нанесением вреда здоровью (как правило здоровью собственного мужа) различной степени тяжести составляет 17-20 %, причем эта цифра год от года имеет тенденцию к увеличению. Так настолько ли безнравственно в этой ситуации мальчику постоять за себя?
На практике при беседах на подобные темы мы, конечно же, чаще защищаем девочек. Но девочка наравне с мальчиком должна знать, что безнаказанно обижать кого бы то ни было для нее также непозволительно, как непозволительно кому-то обижать ее. Народным языком говоря: «Не делай другому того, чего не хочешь для себя», «Любишь кататься – люби и саночки возить» и т.п. Эмансипация – это палка о двух концах. Ведь если женщина хочет вести себя как «мужчина», то отчего не хочет нести ответ, достойный мужчины?!
Я отнюдь не призываю мальчишек активно «ставить на место своих обидчиц». Но и безнаказанность последних не пропагандирую. Вопрос этот действительно нравственный. И разрешить его нелегко даже взрослому человеку; что уж говорить о ребенке дошкольного или младшего школьного возраста! Я лишь призываю родителей к ответственности за свое воспитание (в равной степени и девочек, и мальчиков). Ведь им создавать свою семью, и учиться жить в мире и согласии, по законам нравственности надо уже сейчас.
Не случайно это статью я начала с эклектичной семейной сцены. Все мы, взрослые люди, исходя из имеющегося у нас опыта жизни, легко можем додумать, как бы развивались события в семье, где жена встречает мужа побоями и неуважением. Но ведь те отношения, которые мы имеем во взрослой семье, взращены на почве детских игр и отношений.
Автор Анна Горчинская.