Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!

Дата: 20 июня 2017 в 10:15, Обновлено 1 июня 2020 в 14:42

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 

Цель беседы – правильно сориентировать ребенка в философском принципе «Всё – яд и всё - лекарство», важно здесь отношение и самоконтроль.


План:

1. Степени компьютерной зависимости.

2. Реакции на просьбу о помощи.

3. Различия между мальчиками и девочками.

4. Причины возникновения компьютерной зависимости.

5. Симптомы «сетевой наркомании».

6. Последствия неограниченного пребывания за компьютером.

7. Правила техники безопасности при работе за компьютером.

8. Цензура компьютерных игр.

9. Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера.

В ходе исследования были выведены следующие степени компьютерной зависимости:

1.      Увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период застревание за компьютером обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной ситуации не происходит, то происходит переход во вторую степень.

2.      Состояние возможной зависимости. Данному состоянию свойственна сильная погруженность в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, изменения в учебной мотивации в сторону снижения, падение успеваемости (не всегда ощущается сразу), повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушение сна и пр.

3.      Выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в случае необходимости прервать игру – нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может уйти из дома, много времени проводить в игровых залах или у друзей. Может стать неряшливым в одежде, безразличным ко всему, что не касается его увлечения. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой ситуации. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей компьютером – полная. На данной стадии есть опасность перехода в 4-ю стадию, если клиент не получает помощи в течение длительного времени, так как пребывание у компьютера на данной степени зависимости доходит до 16-18 часов в сутки. У некоторых наблюдается стойкое периодическое расстройство желудка, видимо так организм реагирует на подобные нарушения, это защитная реакция организма.

4.      Клиническая зависимость. На данной стадии зависимости клиенту необходима помощь психиатра. Наблюдаются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций, отсутствие самоконтроля, слышание голосов, команд, отсутствующий взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни, неспособность жить обычной жизнью, необратимые изменения в мозге, необходимость в изоляции и лечении. Течение болезни сопровождают сильнейшие головные боли. Временное прекращение игры приводило к тягостному состоянию и не давало отдыха. Они уже не отдыхали во время сна, сон не был оздоравливающим, а сопровождался снами – играми. Мозг словно разучился отдыхать, в какой-то период болезни они не смогли учиться, так игра превратилась в болезнь.


Реакции на просьбу о помощи

Есть простейший тест на проверку степени зависимости: к ребенку, увлеченному игрой, обращается родитель с просьбой о помощи. И для ориентировки в степени «застревания» ребенка в компьютере необходимо пройти уровни обращения:

1-й уровень – просьба формулируется просто, например «Сынок, помоги, пожалуйста, подвинуть кресло ».

Способы реагирования:

         А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может  увлечься этой помощью, переключиться на другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – такое поведение демонстрирует полную свободу от компьютера на момент тестирования.

         Б. Ребенок откликается со  второго – третьего раза, демонстрирует недовольство, огрызается – такая реакция может быть при 1-й степени зависимости в пределах первого месяца овладения компьютером или на начальном этапе 2-й степени.

         В. Ребенок не откликается на просьбу, явно не слышит, игру не  прерывает – такое поведение свойственно зависимости 2-3 степени.

2-й уровень - в случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В, необходимо, через какой-то промежуток времени, например на следующий день, обратиться к ребенку с развернутой, аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста, подвинуть кресло. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной, то можно делать вывод о наличии зависимости у ребенка и необходимости предоставить ему помощь.

Различия между мальчиками и девочками

Среди детей, страдающих от компьютерной зависимости нет почти ни одной девочки. Что это случайность или закономерность? Что в девочке есть такое, что предохраняет её от компьютерной зависимости? Чем объясняется предрасположенность мальчиков к данной зависимости?

Мальчики в определенном возрасте менее успешны, не всегда и не все умеют выразить то, что чувствуют, им не хватает эмоциональной поддержки со стороны взрослых. Это рождает чувство неуверенности, снижает самооценку, падает уровень общительности. И тогда потребность в личной успешности начинает удовлетворяться игрой, здесь нет сравнения не в твою пользу, можно забыться и уйти от проблем.

Девочки более вовлечены в деятельность и в домашний труд, их интересы и увлечения шире, их психическое развитие опережает психологическую зрелость мальчиков, они более плавно переживают кризисные возрастные периоды.

А сейчас поиграем в игру «Робинзон». Представьте, что вы находитесь на необитаемом острове с замечательными фруктовыми деревьями и добрыми зверями и можете заказать себе по рации что-либо из следующего списка:

  • Сладости, мороженое;
  • Книги, журналы, газеты;
  • Игры, игрушки;
  • Радиоприемник;
  • Телевизор;
  • Компьютер;
  • Видеомагнитофон с кассетами;
  • Друга или подругу;
  • Маму;
  • Папу.

По рации, которая заработает через час после вашего приезда на остров, затем на следующий день, потом через неделю, потом только через месяц и в последний раз - через год, вы можете заказать из списка всё, что захотите, но только одно. Что вы хотите, чтобы доставили на необитаемый остров через час, через день, через неделю, через месяц, через год?».

Итак, видим, что девочки не выбирают компьютер в первую и даже во вторую очередь, тогда как у мальчиков оно востребован в числе первых, иногда даже раньше родителей.

Причины возникновения компьютерной зависимости

1.      Самая первая и главная – отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать ситуацию.

2.      Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка.

3.      Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

4.      Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит слушать и слышать советы и рекомендации.

5.      Ребенок не умеет справиться с трудностями жизни, не находит поддержки взрослых и уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном мире взрослых.

6.     Ребенок замкнут, малообщителен, не принят сверстниками.


Симптомы «сетевой наркомании»

1.      Человек выходит в Интернет тогда, когда у него плохое настроение.

2.      Чувствует себя подавленным, если находится в Интернете меньше времени, чем обычно.

3.      Начались неприятности в школе (пропуски, нежелание учиться, потеря смысла, утрата перспектив, снижение успеваемости).

4.      Появились проблемы в общении, конфликтные ситуации, увеличилось количество людей, которые раздражают, вызывают чувство неприязни, кажутся глупыми, особенно если они не являются активными пользователями Сети.

5.      Интернетчик скрывает от друзей и близких реальное количество времени, которое он проводит в Сети и что там делает (какими сайтами интересуется, с каким количеством людей состоит в переписке).

6.      Попытка проводить в Интернете меньше времени терпит неудачу.

7.      Занимаясь другими делами, он часто думает о том, что же сейчас происходит в Интернете.

8.      Предпочитает общаться с людьми или искать информацию через Интернет.

9.      Отрыв о работы в Интернете воспринимает агрессивно, раздражительно, не откликается на просьбы.

 
Последствия неограниченного пребывания за компьютером

  1. Общение с компьютером, вместо живого общения, учит отдавать команды, приказания и проверять их исполнение. Личность ребенка при этом не развивается, создается иллюзия общения.
  2. Человек в Интернете просматривает, например, электронные энциклопедии. Именно просматривает, а не изучает – так формируется поверхностное отношение к познавательной информации. Эта деятельность не требует усилий для осмысления, продумывания, вникания, так как вдумчивое чтение здесь места не имеет.
  3. Любой эмоциональный дискомфорт устраняется с помощью погружения в игру, в Интернет, ребенок не учится никаким другим способам решения проблем, формируется инфантильный стиль отношения к проблемам.
  4. Сидение за компьютером «сажает» зрение. Глаза страдают от нечеткой картинки, плохого света, от бликов, от необходимости долго смотреть в одну точку. Глазные мышцы устают, теряют эластичность. Если ребенок в возрасте 14-15 лет ежедневно проводит у компьютера около 2 часов, потеря зрения на диоптрию в год ему гарантирована. Наш глаз привык воспринимать преломленный свет, а работая за монитором, мы смотрим на сам источник света. Изображение на экране мелькающее, что создает дополнительную нагрузку на органы зрения, наши глаза расслабляются только тогда, когда мы смотрим в даль.
  5. Из-за неудобного стула и стола, работающий на компьютере со временем может заработать сколиоз.
  6. При длительной работе за компьютером может развиться шейный остеохондроз, так как страдают мышцы шеи, плечевого пояса, спины и позвоночник.
  7. Нагрузка приходится также и на ноги, сидячая работа ведет к застою крови. Поэтому гимнастику надо делать стоя, включив обязательно упражнения для ног – ходьбу на месте, приседания, встряхивания ногами.
  8. Подростки, склонные к увлечению компьютерными играми, как правило, имеют повышенный риск стать алкоголиками или наркоманами.

9. У работающих за компьютером существует необъяснимое огромное желание часто перекусывать во время работы, и чаще всего обходятся бутербродами, что ведет к проблемам с ЖКТ.

 Правила техники безопасности при работе за компьютером

         Глазам, работающего за компьютером помогут очки с перфорацией – это своего рода тренажер для глаз. Их надо надевать несколько раз в день на 5-7 минут. Отсидев 1-1,5 часа перед компьютером, необходимо сделать гимнастику для глаз.

         Надо научиться правильно  держать «мышку»: не зажимая, не сдавливая её руками, так как это может вызвать запястный синдром (сильную боль, тяжесть в руках, дрожание, онемение пальцев). Стол должен быть широким, позволяющий рукам располагаться на нем, а не свешиваться, что вызывает усталость и напряжение в мышцах.

         Регулярная влажная уборка – не капризы чересчур аккуратной домохозяйки, а острая необходимость, так как компьютерный монитор собирает на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.

         Монитор должен находиться 60-70см от пользователя и чуть выше уровня глаз.

         Ребенку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если родители все же хотят приобщить к нему своего малыша, то сидеть за компьютером он должен не более 20 минут в день и не чаще, чем один раз в два дня.

         Для детей 7-12 лет компьютерная норма -30 минут в день, но не ежедневно!
        

 12-14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день.

         С 14 до 17 лет максимальное время работы за компьютером 1,5 часа.

         Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.

Цензура компьютерных игр

Каждая игра, попадающая в руки ребенка, вначале должна быть просмотрена кем-то из взрослых.
Игра должна:

         Развивать;

         Не содержать бранных слов и выражений;

         Не формировать циничное отношение к происходящему;

         Не содержать агрессивной информации;

         Не вызывать привыкания к боли, драматичным ситуациям;

         Не учить противозаконным вещам;

         Не содержать сексуальной тематики.

Что делать, чтобы ребенок не стал зависимым от компьютера. Он должен:

1.      Придерживаться заранее оговоренных временных норм.

2.      Иметь разнообразную занятость (кружки, музыкальная школа, спортивная секция).

3.      Иметь домашние обязанности.

4.      В семье необходимо прививать любовь к семейному чтению.

5.      Общаться с друзьями, родителями, делиться возникшими проблемами, конфликтами.

6.      Знать способы снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.

7.      Играть в настольные и другие игры.

8.      Ограничивать свои выходы в Интернет.


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.