Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Общешкольное родительское собрание «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде»

Дата: 16 марта 2016 в 11:56, Обновлено 30 марта 2016 в 12:07
4 441 просмотр

Подростковый возраст является переломным моментов в жизни каждого подростка. Зачастую подростки имеют заниженную самооценку, стремятся к группированию в среде сверстников. Если в семье неблагоприятная психологическая атмосфера, то подросток более склонен к рискованному поведению, асоциальным поступкам.

1.                Почему в подростковом возрасте велика вероятность возникновения низкой самооценки?

Первая и основная причина – это воспитание. Родители очень часто упрекают своих детей за все что можно и что нельзя. В такой ситуации у ребенка очень легко создается ощущение, что он все на свете делает неправильно. Если в позднем детстве или в юности это ощущение человеку победить не удается, то он переносит с собой низкую самооценку во взрослую жизнь, а это уже по-настоящему страшно и опасно. Человек никогда не сможет достичь чего-то серьезного в жизни, если он себя не ценит.

Вторая причина не так часто, но тоже встречается. Есть люди с мягким и нерешительным характером, легко убеждаемые и «ведомые» во всех смыслах. Такому человеку достаточно в грубой или резкой форме сказать, что он ничего не стоит или ничего из себя не представляет, как его самооценка упадет до нуля. В этом случае, самооценка поднимается таким же способом, т.е. человеку уверенно и четко говорят, что он на самом деле очень «хороший».

Несколько способов повысить самооценку подростка в семье:

·                    Любое сравнение вредит самооценке подростка. Не сравнивайте его с успешными сверстниками. Очков в копилку его собственной значимости это не добавит. Любой человек – это индивидуальность, лучше найдите в своем чаде плюсы и акцентируйте внимание на них.

·                     Научите своего ребенка быть в ответе за свои слова и гордо воспринимать все с ним происходящее. Тут мужество нужно. Внутренняя твердость, неуступчивость и высокая самооценка – это то, что всегда рядом.

·                    Не надо ничего  бояться. Лучше продумайте вместе с подростком все свои действия до самого конца, если вдруг произойдет самое страшное событие на свете. Это поможет и вам, и вашему ребенку психологически пережить эту ситуацию и стать увереннее в себе.

·                    Обратите внимание на круг общения своего сына или дочери. Если это необходимо, то измените его. Помните, что окружение оказывает слишком большое влияние на человека, чтобы им можно было пренебрегать.

·                    Делайте вместе со своим ребенком то, что вам нравится, что вам приятно. Пусть вас увлекает совместный  процесс и полученный результат. Это создаст прекрасное настроение и поможет вам поверить в себя и в своего ребенка.

2.                Процесс самоутверждения особенно интенсивно заметен в возрасте 12-13 лет. Если ситуация в окружении ребенка благоприятная, то он как личность развивается гармонично.

В этот период у ребенка появляется потребность общаться с друзьями, а учебные процессы отходят на второй план. По этому поводу с родителями бывают споры и разногласия. Ребенок под нажимом взрослых или по привычке продолжает хорошо учиться, но в школу торопится, чтобы встретить друзей, поделиться новостями, зарекомендовать себя в коллективе сверстников с лучшей стороны.

Процесс утверждения подростка в коллективе может идти различными путями, но главный канал — «играние ролей» (социально-психологический термин), причем, именно тех, на которые подросток претендует. Из них наиболее характерны:

·                    Умный

·                    Сильный, смелый, волевой

·                    Активист

·                    Талантливый

·                    Увлечённый

·                    Надежный друг, верный товарищ

Так же еще одним способом утверждения в обществе является одежда и внешний вид, через то, что подростки стараются выразить себя. И чтобы не мешать своему ребенку в этом деле, необходимо, в первую очередь, вспомнить себя в таком возрасте, когда выбирать одежду хотелось самому без советов родителей.

Мода – это еще один способ самовыражения. Вот перед вами самые распространенные и выделяемые психологами типы нового поколения, которые показывают свое самовыражение через необычный стиль одежды и внешний вид. Вот некоторые из них:

·                    Готы;

·                    Панки;

·                    Стиляги;

·                    Спорти;

·                    Рэперы;

·                    Эмо;

·                    Гламурщики.

Каждый подросток это индивидуальность. Именно поэтому все молодые люди могут смело позволить себе появиться на людях и проявить себя в неповторимом стиле, который свойственный только ему. Через такую одежду ребенок демонстрирует самовыражение «Я», которое он пытается выдвинуть на первый план. Здесь стоит помнить о том, что внешний вид это важная составляющая часть его представления о себе, как о личности. Вот именно поэтому одежда это лучший способ проявить себя в социуме.

Задача родителей в этот период развития своего чада больше уделять внимание ему: интересоваться его жизнью, помогать в трудных ситуациях, разговаривать на разные темы, объяснять «что такое хорошо и что такое плохо». Одним словом относиться к нему не как к ребенку, а как к равноправному члену общества.

 

Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии.

·                    Посредством самовыражения происходит повышение самооценки, когда вы действуете в коллективе, и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества.

·                    Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения.

А теперь попробуем определить типичные способы самовыражения, существующие на сегодняшний день, где подросток может проявить себя, найти свои таланты:

·                    Творчество (искусство, танцы, декоративно – прикладное искусство и т. д.)

·                      С помощью вкусов (кино, музыка, игры)

·                    Научная деятельность

·                    Достижения, заслуги

·                    Профессиональная деятельность.

Выразиться можно, добиваясь успеха в любой деятельности:

·                    Становясь спортсменом, занимать призовые места;

·                    Будучи ученым, получающим научные звания, степени, награды;

·                    Являясь отличником, спортсменом, чья фотография висит на доске почета.

https://21orsha.schools.by/photoalbum/104929

Использованная литература:

  1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000. С.59
  2. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. / Под ред. Кривцовой С.В. М., Генезис. 1997. С.80-112
  3. Скопинцева Е., Пономаренко И.В. Особенности самовыражения подростков // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2630 (дата обращения: 12.11.2015). 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.